Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Умение фонетически четко строить свою речь формируется у детей еще в раннем возрасте в семье и дошкольных учреждениях. Именно оно становится основой для дальнейшего развития и становления личности.

Нарушения речи

Различные нарушения речи достаточно часто встречаются у деток дошкольного возраста. Лишь у единиц малышей получается самостоятельно научиться правильному и четкому произношению всех согласных. Врачи подчеркивают, что такое развитие совершенно нормально, но своевременная диагностика нарушений звукопроизношения и их коррекция в дошкольном возрасте помогает избежать многих проблем в дальнейшем образовании. Ведь иногда при визите к логопеду может выясниться, что у ребенка есть некоторые нарушения в речевом слухе, к примеру, неполноценный фонематический слух.

Любые нарушения формирования речи, наблюдающиеся у ребенка, требуют своевременной консультации со специалистами – педиатром, логопедом и отоларингологом. Вовремя выявленные проблемы легче поддаются коррекции и оказывают менее негативное воздействие на общее развитие ребенка.

Фонематический слух

Этот термин довольно часто используется логопедами и педагогами. Само понятие фонематический слух классифицируют, как способность индивида воспринимать слухом и параллельно различать звуки в разговоре (конечно, при использовании родной речи). Такое умение является приобретенным, и развивается по мере роста ребенка, параллельно с умением говорить.

Фонематический слух – это важная часть физиологического слуха. Данная способность помогает человеку соотносить и сопоставлять услышанные звуки с их идеальным звучанием, сохраняемым в памяти в достаточно упорядоченном порядке. Другими словами, именно благодаря такому умению происходит понимание смысла услышанной информации. Фонематический слух – такой навык, который приобретается поэтапно:

  • Уже с двух недель жизни младенец начинает понемногу реагировать на звуковые колебания, а к полугоду (или чуть старше) учится слуховому восприятию — откликается на слова. Но в этом возрастном периоде дети реагируют на интонации, а не на логический смысл речи. Специалисты называют данный этап развития – дофонемным формированием речи.
  • Ближе к годовалому возрасту ребенок начинает воспринимать слова, как орудие общения, языковое средство. Постепенно дети учатся реагировать на звуки, которые приобретают в речи определенную форму (становятся лексически наполненными). Но им пока не под силу различать близкие фонемы, а произношение отличается неправильностью и искаженностью. Ребенок в таком возрасте не способен различать правильное либо неправильное произношение окружающих, не может обратить внимание на особенности своего личного произношения. На этом жизненном этапе наблюдается бурное фонематическое развитие, которое даже опережает способности ребенка к артикуляции (к самостоятельному звукопроизведению). Это важнейший период развития, благодаря которому со временем происходит совершенствование произношения.
  • Ближе ко второму — третьему году жизни дети уже способны использовать фонематический слух полностью, анализируя и воспринимая все фонемы родной речи. Ребенок в таком возрасте начинает слышать речь с учетом ее фонематических признаков. Постепенно приобретается умение узнавать неправильно произносимые слова, понимать, чем отличаются нюансы произношения. Но речь продолжает формироваться, оставаясь далеко от совершенной.
  • В дальнейшем ребенок учится говорить правильно. В его мозгу формируются точные звуковые образы различных слов и отдельных отличающихся фонем.
  • Прогрессирующее развитие фонематического слуха считается важным этапом в овладении навыками грамоты (чтением и письмом). Если звуковое различение не полностью сформировано, ребенок начинает усваивать (запоминать, повторять либо писать) не сказанную информацию, а услышанную.

Безусловно, формирование фонематического слуха напрямую зависит от работы органов слуха. Так, при тугоухости ребенок не может полноценно дифференцировать звуки и слова, соответственно, его развитие замедляется и нарушается.

Специалисты-логопеды рассматривают понятие «фонематический слух», как наличие способности:

  • Узнавать звуки.
  • Сравнивать их.
  • Повторять элементы, которые составляют слово.

Выявить нарушения фонематического слуха возможно еще в раннем возрасте, когда ребенок не может полноценно выражать свои мысли, облекая их в понятные речевые формы. Его с трудом воспринимают сверстники. А при отсутствии своевременного обнаружения проблемы и отсутствии ее коррекции может произойти серьезное речевое недоразвитие, которое выльется в нарушение обучения.

Фонематический слух – это важное умение ребенка, которое он приобретает с возрастом. Благодаря ему дети воспринимают информацию на слух, а со временем приобретают представление о расчленении потока речи на отдельные составляющие звуки.

Фонематическое восприятие

Данный термин используется для обозначения искусственного звукового анализа, находящегося в основе обучения навыкам грамоты. Благодаря фонематическому или фонемному восприятию становится возможным:

  • Понимание, присутствует ли определенный звук в части речи или нет.
  • Дифференциация звуков, которые звучат похоже.
  • Определение, в каком месте присутствует определенный звук.
  • Осознание, в какой последовательности расположены звуки в слове, а также каково их количество.

Развитие фонематического восприятия начинается довольно рано, когда маленькие дети внимательно отслеживают артикуляцию взрослого при произнесении каких-то слов. Поэтому все специалисты подчеркивают необходимость грамотной, четкой и внятной речи при общении с младенцами и тем более детьми постарше.

В чем разница?

Таким образом, различие фонематического слуха и фонематического восприятия является достаточно принципиальным. Первичное умение ребенка воспринимать фонемы, понимать родную речь, а также воспроизводить слова является вполне достаточным для общения в социуме. Однако для формирования даже базовых грамматических навыков фонематического слуха совершенно недостаточно. Важно развить более высокие формы такого умения, научиться анализировать звуковую структуру слова – овладеть фонематическим восприятием. И постижение такой способности не происходит спонтанно, ей обучают взрослые – родители и педагоги (иногда с врачебной помощью).

Фонематическое восприятие формируется полноценно во время обучения письму и чтению, однако его развитие затрудняется при неразвитости фонемного слуха. Малыши с подобными проблемами:

  • Испытывают сложности в запоминании букв и соотношении их со звуками.
  • Медленно читают.
  • Ошибаются при письме.

Соответственно, хороший фонематический слух – это важнейшее условие для формирования звукового восприятия и полноценного обучения. Поэтому даже несущественное снижение остроты слуха у детей первых лет жизни может привести к проблемам в развитии и учебе в дальнейшем.

Фонематический слух и фонематическое восприятие

Давайте поговорим с Вами о таких понятиях, как фонематический слух и фонематическое восприятие.

Фонематическим слухом называют умение слышать и различать звуки родного языка в потоке речи в различном линейном порядке (бочка – почка, сон – нос); в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля – капля, кит – кот).

Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух – часть физиологического слуха, направленная на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – «в решётке фонем».

Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития. Ребёнок начинает реагировать на любые звуки со 2-4 недели с момента рождения, в 7-11 месяцев откликается на слово, но только на его интонационную сторону, а не на предметное значение. Это так называемый период дофонемного развития речи.

К концу первого года жизни слово впервые начинает служить орудием общения, приобретает характер языкового средства, и ребёнок начинает реагировать на его звуковую оболочку. После этого фонематическое развитие происходит бурно, опережая артикуляционные возможности ребёнка, это и служит основой совершенствования произношения, и уже к концу второго года жизни (при понимании речи!) ребёнок пользуется фонематическим слухом в полной мере и воспринимает все звуки родного языка.

Фонематическое восприятие – искусственный звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте. Д.Б. Эльконин выделил три операции, характерные для фонематического восприятия и очень важные для процесса овладения чтением и письмом: умение определять наличие или отсутствие звука в слове, умение определять место положения звука в слове, умение определять последовательность звуков и их количество.
С самого раннего возраста нормально развивающийся ребёнок слышит звуки окружающего мира, видит артикуляционные движения губ взрослых(!) и пытается им подражать. Поэтому необходимо, чтобы взрослые, окружающие ребёнка, говорили чётко, внятно и неторопились!
Несовершенный фонематический слух, с одной стороны, отрицательно влияет на становление детского звукопроизношения, с другой – тормозит, усложняет формирование навыков звукового анализа, без которых полноценное чтение и письмо невозможны!

Формирование правильного произношения зависит от способности ребёнка к анализу и синтезу неречевых и речевых звуков, т.е. от определённого уровня развития фонематического слуха, обеспечивающего восприятие окружающих звуков и фонем родного языка.

Начнём мы с игр на узнавание и различение неречевых звуков.

  1. Игра «Покажи, что звучит». Взрослый приводит в звучание один из предметов, спрятанных за ширмой. Затем ребенку предлагается показать звучавший предмет и еще раз его «озвучить», проверив себя.
  2. Игра «Повтори за мной». Ребенок вслед за взрослым должен воспроизвести идентичное звучание одного из имеющихся у него предметов. Восприятие звуковых сигналов осуществляется на слух.
  3. Игра «Самый внимательный». По инструкции взрослого дети выполняют различные движения, соотнося их с различными звучаниями. Например, на звук свистка дети должны поднять руки вверх, на звук дудочки — удерживать руки впереди, а на звук барабана — развести их в стороны.
  4. Игра «Узнай по звуку». Взрослый предлагает детям закрыть глаза («наступила ночь»), внимательно послушать, узнать и назвать, какие звуки они услышали (стук в дверь, пение птиц, мяуканье кошки, звон колокольчика, кашель и т.п.). Дети прослушивают от 2 до 5 звучаний. Затем они по команде взрослого («день») открывают глаза, указывают на звучавшие предметы или их изображения и называют запомнившиеся звуки или предметы, их издающие. Для маленьких деток звучит один звук, они открывают глаза и показывают, что это было.

Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Елизавета Пономарёва
Консультация для родителей «Фонематическое восприятие. Фонематический слух. А что это такое?»

Какой родитель не мечтает о том, чтобы его ребенок чисто разговаривал, быстро научился читать и писать без ошибок, одним словом, без проблем учился в школе? Но если всё таки проблемы есть…. Ваш ребёнок плохо разговаривает, меняя звуки в словах, допускает множество ошибок на письме. В чём дело?. Что не так?. Какова причина?. Основной причиной данных проблем является проблема со слухом у ребёнка. Удивлены? В логопедии есть такое понятие как фонематический слух. И если нарушен или недостаточно сформированы фонематический слух, фонематическое восприятие это может помешать овладению процессами чтения и письма. Так что же это такое фонетический слух, фонематическое восприятие? Почему он так важен для овладения успешным чтением и письмом? Давайте разберемся…

Для начала вспомним, что такое слух вообще?

Слух — это способность человека с помощью ушей воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде. Слух бывает неречевой и речевой.

Не речевой слух — это восприятие природных, бытовых, музыкальных шумов.

Речевой слух — это слух на звуки речи, то есть различение звуков речи. Он является основой для понимания смысла сказанного.

Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов различают понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

Фонематический слух- это тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка (гласных, согласных). Формирование данного слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам. Фонематический слух является основой для понимания смысла сказанного. Ведь, заменив даже один звук в слове, мы можем получить совершенно другое слово: «коза-коса», «дом-ком», «крыса-крыша», «бочка-почка». Знакомые ошибки? Если ребёнок искажает звуки, заменяет другими звуками, пропускает звуки – это значит, у него не до конца сформирован фонематический слух, что приведёт в дальнейшем к появлению стойких ошибок на письме. Все ошибки устной речи перейдут в письменную. Само по себе это не исправится, и без специальных коррекционных занятий уже не обойтись. Фонематическое восприятие— это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова?» Оно формируется в период от одного до 4-х лет. Поэтому к 4-м годам в норме ребёнок должен различать все звуки, фонематическое восприятие должно быть сформировано.

Дети с хорошим фонематическим восприятием рано начинают говорить чисто, так как они чётко воспринимают все звуки нашей речи. А у детей с проблемным фонематическим восприятием страдает звукопроизношение,понимание речи, так как они не могут различить близкие по звучанию фонемы, и слова с этими фонемами для них звучат одинаково (почка-бочка, коса-коза, и само собой-написание этих слов.

Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия:

1. Овладение умением узнавать звук на фоне слова.

2. Умение выделять первый и последний звук в слове

3. Умение определять последовательность, количество звуков в слове.

4. Умение определять место звука в слове по отношению к другим звукам.

Формирования первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития, спонтанно. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе усвоенных предыдущих степеней.

Низкий уровень фонематического восприятия выражается в следующем:

• нечёткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (глухих – звонких, свистящих – шипящих, твёрдых – мягких, шипящих – свистящих и т. п.);

• неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

• затруднение при анализе звукового состава речи.

Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов. Умения звукового анализа и синтеза должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Следовательно, развитый фонематический слух является необходимой предпосылкой для успешного овладения ребенком чтением, письмом и в целом служит важным условием обучения грамоте. В процессе обучения грамоте важно развить у ребёнка четкое представление о звуковом составе слова, научить умению анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков. Вот почему так важна роль фонематического слуха.

Поиграем?. Обучающие игры.

Игра «Поймай звук» Задача – развивать умение слышать заданный звук среди ряда звуков, слогов, слов. Если услышите заданный звук, хлопните в ладоши. Например, звук «Р»: л,р,м,р,ч,р,л; ла-ра-ша-ка-ра; нос,рот, корка, шутка.

Игра «Где живёт звук» Задача – учить выделять заданный звук среди предметов, изображенных на картинках. Назовите и покажите предметы, в названии которых есть звук Ж. Например, картинки: пижама, мышь, банка, тапки, жук, живот и т. д.

Игра «Придумай имя» Задача – учить подбирать слова на заданный звук. Придумайте имя на заданный звук, например, звук М – Маша, Марина, Камилла, Миша. Звук С – Слава, София, Вася, Алиса.

Игра «Назови первый звук в слове»

Задача – учить выделять первый звук в слове. Назовите предметы на картинках и выделите только первый звук в слове. Например, ТОК –Т, ПШЕНО –П.

Игра «Назови последний звук»

Задача – учить выделять последний звук в слове. Назови предметы, изображенные на картинках, выделяя последние звуки в словах. Например: дом –М, стук –К, балкон-Н, хвост-Т.

Игра «Определи место звука в слове»

Задача – развивать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец). Определите, где «живет» заданный звук в слове: в начале, середине или конце слова. Например, звук Ш в словах: камыш (в конце, шопот (в начале, мешок (в середине).

Игра «Прохлопай слово»

Задача – учить делить слова на слоги. Прохлопайте слова и назовите количество слогов в слове. Например, ма- ши-на (3 слога,бе-то-на-ме-шал-ка (6 слогов)

Удачи вам и вашим детям! И пусть фонематический слух будет в полном порядке.

Детско-родительский образовательный проект «Что такое хорошо, что такое плохо». Детско-родительский образовательный проект Тема:»Что такое хорошо,что такое плохо» Рабочий план мероприятий на 2013-2014 учебный год.

Консультация для родителей «Фонематический слух» «Какой бывает слух?» Каждый логопед при диагностике речи интересуется состоянием физиологического слуха ребенка. Это вполне понятно родителю,.

Фонематический слух — основа правильного произношения у дошкольников В пособии З. А. Репиной «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми нарушениями речи» фонематический слух называется основой сложной.

Фонетико-фонематическое занятие в средней группе «Звук [П] и [Б]» Тема: Звук [П] и [Б] Задачи: Коррекционно-образовательные: Учить дифференцировать П и Б в изолированном произношении, в прямых и обратных.

Играя, развиваем фонематический слух ребенка Играя, развиваем фонематический слух ребенка Фонематический слух отвечает за различение фонем (звуков) речи. Он помогает нам различать слова.

Конспект НОД во второй младшей группе «Что такое хорошо и что такое плохо» муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №13 комбинированного вида» г. Новосибирска Конспект непосредственно.

Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» Конспект сценария тематического музыкального занятия «Что такое хорошо и что такое плохо?» (старшая группа) Подготовила Литошко М. В., музыкальный.

Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию «Что такое хорошо, что такое плохо?» МБДОУ «Детский сад №65 «Рябинушка комбинированного вида» Цель занятия. Формировать рефлексию ценностных ориентиров, определяющих целевой.

Логопедический досуг «Фонематический калейдоскоп, или к школе будь готов!» Конспект досуговой деятельности «Фонематический калейдоскоп» или «К школе будь готов!» для детей подготовительной группы (Первая половина.

Развиваем слух Возьмите несколько пар коробки kindersurprise. Наполнить их различными материалами, как манная крупа, макароны, скрепки, камешки. Главное,.

Источники:

http://elaxsir.ru/anatomiya/chto-takoe-fonematicheskij-slux-i-fonematicheskoe-vospriyatie.html
http://www.mam22.ru/article/show/fonematicheskiy_sluh_i_fonematicheskoe_vospriyatie/
http://www.maam.ru/detskijsad/fonematicheskoe-vosprijatie-fonematicheskii-sluh-a-chto-yeto-takoe.html

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector