Особенности строения органов слуха в разном возрасте

0

Особенности строения органов слуха в разном возрасте

Возрастные особенности слуха

Восприятие звуков отмечается у плода в последние месяцы внутриутробного развития. Новорожденные дети и дети грудного возраста осуществляют элементарный анализ звуков. Они способны реагировать на изменение высоты, силы, тембра и длительности звука. Наименьшая величина порогов слышимости (наибольшая острота слуха) свойственна подросткам и юношам (14-19 лет). У детей, в отличие от взрослых, острота слуха на слова понижена больше чем на тон. В развитии слуха у детей большое значение имеет общение со взрослыми; слушание музыки, обучение игре на музыкальных инструментах, пение. Во время прогулок следует приучать детей слушать шум леса, пение птиц, шорох листьев, плеск моря.

Развитие слуха у ребенка начинается с первых недель после рождения, но происходит довольно медленно. Даже у детей от 4 до 10 лет слуховая чувствительность на 6—10 дБ ниже, чем у взрослых. Лишь к 12—14 годам острота С. достигает максимального уровня и, по некоторым данным, даже превосходит остроту слуха у взрослых. С возрастом С. снижается; этот процесс получил название пресбиакузиса, или старческой тугоухости, — одного из проявлений старения организма. Начальные признаки пресбиакузиса могут быть обнаружены уже после 40 лет, а по некоторым данным, и после 30 лет. При этом возраст, в котором снижается слух, и степень снижения слуха в значительной мере зависят от постоянного проживания в городской или сельской местности, перенесенных заболеваний, работы в шумной обстановке, особенностей наследственности и др. Снижение С. обнаруживается главным образом на высоких частотах. Как правило, слуховое восприятие речи у пожилых людей нарушается в большей степени, чем чистых тонов. Особенно заметны эти нарушения в шумной обстановке. Наибольшее значение в механизме пресбиакузиса имеют нарушения центрального генеза, вместе с тем в далеко зашедших случаях старческой тугоухости наблюдаются уменьшение числа и грубые изменения в рецепторных клетках улитки, атрофия и некроз ядер, характерные для всех центров слухового пути, изменения в звукопроводящих структурах среднего уха (повышение вязкости синовиальной жидкости и ограничение подвижности суставов между слуховыми косточками). В немалой степени развитию пресбиакузиса способствуют атеросклеротические изменения сосудов, прямо или косвенно участвующих в кровоснабжении внутреннего уха. Возрастные нарушения С. усугубляются постоянным действием на организм бытового и транспортного шума, а также усиливающей акустической аппаратуры.

Ссылка по теме:
Что такое фонематический слух и фонематическое восприятие?

Особенности строения органов слуха в разном возрасте

Основная функция органа слуха у человека – воспринимать колебания воздушной среды, что в целом можно охарактеризовать, как способность слышать. Эта часть нашего организма тесно связана с органами равновесия и начинает формироваться еще во время внутриутробной жизни.

Первые составляющие органа слуха закладываются достаточно рано – еще в первые недели эмбрионального развития. По мере роста плода звуковоспринимающий аппарат активно формируется, уже к восьмому месяцу внутриутробной жизни плод способен воспринимать звуки в границах 20–5000 Гц, двигаясь в ответ на такое раздражение.

После появления ребенка на свет слуховая система продолжает совершенствоваться, хоть уже и способна к функционированию. Окончательное созревание органа слуха происходит к подростковому возрасту.

Новорожденный ребенок способен реагировать на достаточно громкие звуки, что проявляется рядом безусловных реакций:

  • Зажмуриванием.
  • Вздрагиванием.
  • Изменениями сердцебиения и дыхания.
  • Паузой в сосании.

Подобные реакции управляются подкорковыми участками головного мозга, так как слуховые центры, локализованные в коре мозга, еще продолжают созревать. Характерная реакция на звук наблюдается у детей только к четвертой — шестой неделе жизни.

Этапы развития

Орган слуха продолжает свое постепенное развитие в соответствии с определенным графиком:

  1. Ушная раковина новорожденных малышей выглядит уплощенной, состоит из мягкого хряща и покрыта тоненькой кожей. Мочка, которая носит наименование дольки ушной раковины, отличается небольшими размерами. На протяжении первых пары лет жизни размеры ушной раковины у ребенка интенсивно увеличиваются, второй активный период роста наступает после десяти лет. При этом в длину такой участок растет быстрее, нежели в ширину. Так, у новорожденного ребенка ушная раковина по высоте лишь несущественно превышает ширину, а у взрослого эти параметры отличаются практически в два раза.
  2. Наружное ухо. Протяженность наружного слухового прохода у новорожденных и малышей раннего возраста является меньшей, нежели у взрослых. Также у деток такой участок является более узким, отличается щелевидной формой. Его образует исключительно хрящевая ткань. С ростом ребенка просвет становится овальным, а к подростковому возрасту – окостеневает.
  3. Барабанная перепонка. У деток новорожденного возраста такая мембрана является более толстой, нежели у взрослых. Для нее характерно практически горизонтальное положение, но с возрастом она постепенно наклоняется под углом 45–55° к горизонтальной плоскости, занимая такое положение снова-таки к подростковому возрасту. Размеры перепонки увеличиваются несущественно.
  4. Среднее ухо. Для новорожденных малышей характерна небольшая толщина стенок барабанной полости. Минимальной толщиной отличается верхняя стенка, которая отделяет этот участок от полости черепа. Интересно, что у малышей в ней присутствуют отверстия, соответственно, барабанная полость частично контактирует непосредственно с мозговой оболочкой. Подобная особенность увеличивает риск перехода инфекции к мозговым оболочкам, а это может вызывать менингит или менингоэнцефалит.
  5. Внутри среднего уха новорожденных малышей может находиться околоплодная жидкость, из-за чего колебания слуховых косточек становятся затрудненными. Именно поэтому новорожденные не слишком хорошо слышат и реагируют лишь на громкие звуки. Со временем жидкость рассасывается, соответственно, барабанная полость вместе со слуховой трубой наполняется воздухом. Благодаря этому слуховая чувствительность возрастает.
  6. Протяженность слуховой трубы у деток в первые месяцы жизни является меньшей, нежели у взрослых. Также этот участок выглядит более широким и характеризуется практически горизонтальным расположением. Именно из-за этой особенности строения у детей инфекция с легкостью проникает от верхних дыхательных путей к среднему уху, приводя к воспалительному поражению слизистых самой трубы, а также барабанной полости. Интенсивный рост слуховой трубы наблюдается после достижения ребенком годовалого возраста, она достигает полноценного размера примерно к пяти годам, также постепенно происходит сужение ее просвета.
  7. Слуховые косточки деток практически идентичны взрослым по своим размерам и структуре. Однако некоторые их участки состоят из хрящевой ткани, которая со временем окостеневает.
Ссылка по теме:
Где находятся рецепторы слуха?

Нарушения развития органов слуха у детей чаще всего носят врожденный характер и в некоторых случаях могут привести к глухоте. Однако причиной проблем может стать и неблагоприятное воздействие различных факторов на детский организм уже после появления на свет.

Возрастные особенности

Поэтапное формирование органа слуха сопровождается совершенствованием способности воспринимать звуковые колебания. Возрастные особенности слуха:

  • В один-два месяца жизни дети начинают вырабатывать условные реакции при систематическом воздействии звуковых раздражителей. В частности, подкрепляя кормление перезвоном колокольчика, можно вызвать сосательные движения, как реакцию на звуковое колебание.
  • В два — три месяца дети способны отличать однородные звуки с разной высотой тона. Малыш начинает прислушиваться к голосу близких и незнакомых людей, могут агукать в ответ на такие сигналы, искать источник звука, перемещающийся в различные стороны.
  • К полугоду слуховой аппарат уже достаточно хорошо развит, однако продолжают созревать слуховые центры, локализованные в коре мозга. Эти процессы затягиваются до подросткового возраста.
  • К году дети умеют дифференцировать элементы речи и ориентироваться в интонациях говорящего.
  • В течение следующих двух лет формирование речи у малыша способствует дальнейшему прогрессированию слуховых функций, помогает окончательно сформироваться речевому слуху. Благодаря этому дети умеют на слух определять звуковой состав речи, а это, в свою очередь, способствует произношению.
  • В дошкольном возрасте слух продолжает развиваться. Дети проявляют повышенную чувствительность к высокочастотным звуковым колебаниям, поэтому сильный шум (громкая музыка) может восприниматься ними, как ощутимый дискомфорт. Врачи предупреждают, что, если жизнь ребенка в саду или дома постоянно протекает в условиях повышенного уровня шума (около 45–50 дБ), это становится причиной стойкого утомления и даже снижения слуха. Даже громкий разговор создает шум около 65–70 дБ.
  • Максимальная уровень слуховой чувствительности фиксируется в возрасте пятнадцати – двадцати лет, но с возрастом она снижается. В частности, уже после сорока лет высокие звуки человек воспринимает на порядок хуже, а в пожилом возрасте возможны затруднения в понимании прерывистой речи либо звуков, перекрываемых помехами.
Ссылка по теме:
Что происходит в носовой полости с воздухом?

Нарушения слуха отрицательно сказываются на физическом и психологическом развитии детей. Поэтому родителям важно следить за тем, как ребенок воспринимает звуковые колебания в разном возрасте, и анализировать, соответствуют ли возрастные особенности органов слуха норме. Кроме того, важно способствовать функциональному развитию слухового аппарата:

  • Нужно заниматься с детьми музыкой либо пением с раннего возраста. Особенно важную роль играют такие занятия в дошкольном возрасте.
  • На пользу пойдут занятия танцами, ритмикой и пр. Некоторые специалисты уверяют, что развитию слухового анализатора способствует фигурное катание и художественная гимнастика.
  • Важно учить малышей прислушиваться к тихим звукам, к примеру, шелесту листьев, чириканью птиц, шуму ветра и пр.
  • Необходимо беречь детские уши от громких звуков, а также предупреждать физическое либо умственное утомление и резкие температурные перепады.

Анализировать правильность и особенности развития слухового аппарата под силу специалисту-отоларингологу. Коррекция обнаруженных нарушений должна осуществляться как можно раньше.

Особенности строения органов слуха в разном возрасте

14.Акт рождения ребенка характеризуется переходом его к совершенно иным условиям существования. Изменения, наступающие в сердечно-сосудистой системе, связаны, прежде всего, с включением легочного дыхания. В момент рождения ребенка перевязывают и перерезают пупочный фанатик (пуповину), в связи с чем, прекращается обмен газов, осуществляющийся в плаценте. При этом в крови новорожденного увеличивается содержание углекислого газа, уменьшается количество кислорода. Эта кровь, с измененным газовым составом, приходит к дыхательному центру и возбуждает его – возникает первый вдох, при котором расправляются легкие и расширяются находящиеся в них сосуды. В легкие впервые входит воздух. Расширенные, почти пустые сосуды легких обладают большой емкостью и имеют низкое давление крови. Поэтому вся кровь из правого желудочка по легочной артерии устремляется в легкие. Боталлов проток постепенно зарастает. В связи с изменившимся давлением крови овальное окошечко в сердце закрывается складкой эндокарда, которая постепенно прирастает, и создается сплошная перегородка между предсердиями. С этого момента разделяются большой и малый круги кровообращения, в правой половине сердца циркулирует только венозная кровь, а в левой – только артериальная. В то же время перестают функционировать сосуды пупочного канатика, они зарастают, превращаются в связки. Так, в момент рождения система кровообращения плода приобретает все черты ее строения у взрослого. Положение, строение и размеры сердца ребенка в постнатальный период Сердце новорожденного отличается от сердца взрослого по форме, относительной массе и расположению. Оно имеет почти шаровидную форму, его ширина несколько больше длины. Стенки правого и левого желудочков одинаковы по толщине. У новорожденного сердце располагается очень высоко из-за высокого положения свода диафрагмы. К концу первого года жизни в связи с опусканием диафрагмы и переходом ребенка к вертикальному положению (ребенок сидит, стоит) сердце занимает косое положение. К 2-3 годам его верхушка доходит до 5-го левого ребра, к 5 годам она смещается к пятому левому межреберью. У 10-летних детей границы сердца почти такие же, как и у взрослых. С момента разобщения большого и малого кругов кровообращения, левый желудочек выполняет значительно большую работу, чем правый, так как сопротивление в большом круге больше, чем в малом. В связи с этим усиленно развивается мышца левого желудочка, и к шести месяцам жизни соотношение стенки правого и левого желудочков становится таким же, как и у взрослого. Предсердия более развиты, чем желудочки. Масса сердца новорожденного в среднем равна 23,6 г (колебания возможны от 11,4 до 49,5 г) и составляет 0,89% от массы тела (у взрослого этот процент колеблется от 0,48 до 0,52%). С возрастом масса сердца увеличивается, особенно масса левого желудочка. В течение первых двух лет жизни сердце усиленно растет, причем правый желудочек несколько отстает в росте от левого. К 8 месяцам жизни масса сердца увеличивается вдвое, к 2-3 годам – в 3 раза, к 5 годам – в 4 раза, к 6 – в 11 раз. От 7 до 12 лет рост сердца замедляется и несколько отстает от роста тела. В 14-15 лет – в период полового созревания — снова наступает усиленный рост сердца. Масса сердца у мальчиков больше, чем у девочек. Но в 11 лет у девочек наступает период усиленного роста сердца (у мальчиков он начинается в 12 лет), и к 13-14 годам его масса становится больше, чем у мальчиков. К 16 годам сердце у мальчиков снова становится тяжелее, чем у девочек . ОСОБЕННОСТИ КРОВООБРАЩЕНИЯ ПЛОДА Рассмотим, что представляет собой кровообращение плода В плаценте капиллярная сеть ворсинок хориона сливается в пупочную вену, проходящую в составе пупочного канатика и несущую оксигенированную и богатую питательными веществами кровь плоду. В теле плода пупочная вена направляется к нижнему краю печени и на уровне её ворот делится на две ветви: первая ветвь впадает в воротную вену, вторая – венозный (аранциев) проток – в одну из печёночных

Ссылка по теме:
Слуховая труба среднего уха

вен или нижнюю полую вену. Таким образом, печень, служащая у плода органом кроветворения, получает максимально оксигенированную кровь пупочной вены, несколько разведённую венозной кровью воротной вены. В нижней полой вене насыщенная кислородом кровь смешивается с венозной, оттекающей от нижней части туловища плода, и поступает в правое предсердие. Через овальное окно межпредсердной перегородки смешанная кровь попадает в левое предсердие, направляемая развитой у плода заслонкой нижней полой вены (евстахиевой заслонкой). Из левого предсердия кровь поступает в левый желудочек, а затем – в аорту. Верхнюю половину тела плода Анатомо-физиологические особенности детского организма (в том числе головной мозг) кровоснабжают ветви дуги аорты (общие сонные и подключичные артерии), отходящие от неё до впадения артериального протока, что обеспечивает лучшую оксигенацию. Особенности кровообращения плода Кровь с высокой концентрацией С02 от верхней части тела плода поступает в правое предсердие по верхней полой вене. Через правое предсердножелудочковое отверстие эта кровь проходит в правый желудочек, а затем – в лёгочный ствол. Вследствие высокого сопротивления сосудов малого круга кровообращения кровь из лёгочной артерии поступает не в лёгкие, а в артериальный (боталлов) проток и далее – в нисходящую аорту ниже места отхождения от неё левой подключичной артерии. В аорте к смешанной крови, поступившей из левого желудочка, прибавляются новые порции венозной крови, затем эта смешанная кровь поступает к органам и стенкам тела плода. Все органы плода получают смешанную кровь, причём более оксигенированная кровь поступает в печень, головной мозг и верхние конечности, менее оксигенированная – в лёгкие и нижнюю половину тела. Кровь нисходящей аорты по пупочным артериям возвращается в капиллярную сеть ворсинок хориона. Таким образом, система кровообращения плода – замкнутый круг, обособленный от системы кровообращения беременной. Движение крови плода происходит за счёт сокращений его сердца. С 11-12й недели кровообращению способствуют дыхательные движения плода, так как возникающие при них периоды отрицательного давления в грудной полости при нерасправившихся лёгких способствуют поступлению крови из плаценты в правую половину сердца. Наиболее важные особенности фетального кровообращения плода: наличие плацентарного кровообращения; нефункционирующий малый круг кровообращения; поступление крови в большой круг кровообращения в обход малого через два праволевых шунта (сообщения между правой и левой половинами сердца и крупными кровеносными сосудами); значительное превышение минутного объёма большого круга кровообращения (наличие праволевых шунтов) над минутным объёмом малого круга (нефункционирующие лёгкие); обеспечение всех органов плода смешанной кровью (более оксигенированная кровь поступает в печень, головной мозг и верхние конечности); практически одинаковое (низкое) АД в лёгочной артерии и аорте. Адаптацию плода к условиям плацентарного кровообращения в течение всего внутриутробного периода обеспечивают следующие факторы: увеличение дыхательной поверхности плаценты; увеличение скорости кровотока; нарастание содержания НЬ и эритроцитов крови плода; наличие HbF, обладающего более значительным сродством к кислороду; низкая потребность тканей плода в кислороде.

Ссылка по теме:
Строение дыхательной системы

15.Законы гидродинамики – учения о движении жидкостей по трубкам, изученные более 100 лет назад Пуазейлем, в основном применимы к гемодинамике, изучающей особенности движения крови по сосудам.

Скорость, с которой движется жидкость по трубкам, зависит от двух основных факторов: от разности давления жидкости в начале и конце трубки; от сопротивления, которое встречает жидкость на пути своего движения. Разность давлений способствует движению жидкости, и чем она больше, тем интенсивнее это движение. Этим закономерностям подчиняется и движение крови по сосудам.

Разность кровяного давления, определяющая скорость движения крови по сосудам, у человека велика. В аорте давление может быть равным 120-130 мм рт.ст., а в конце большого круга кровообращения, в полых венах, оно всего лишь 2-5 мм рт.ст., во время вдоха даже отрицательно – минус 2-4 мм рт.ст. Эта разница давлений обеспечивает быстрое движение крови по сосудам.

Сопротивление в сосудистой системе, уменьшающее скорость движения крови, зависит от ряда факторов: от длины сосуда и его радиуса (чем больше длина и меньше радиус, тем больше сопротивление), от вязкости крови (она в 5 раз больше вязкости воды) и от трения частиц крови о стенки сосудов и между собой.

Методы определения кровяного давления. У человека и любого животного величина кровяного давления может быть определена прямым путем. Для этого нужно ввести иглу шприца в сосуд и соединить ее с ртутным манометром. При этом величина давления будет выражена в миллиметрах ртутного столба. Прямой способ определения кровяного давления неудобен и не всегда приемлем.

Для определения величины кровяного давления у человека пользуются косвенным методом, предложенным Н.С.Коротковым. С этой целью используют сфигмоманометр Рива-Роччи. У человека обычно определяют величину кровяного давления в плечевой артерии. Для этого на плечо накладывают манжету и нагнетают в нее воздух до полного сдавливания артерии, показателем чего может быть прекращение пульса. При этом с помощью фонендоскопа прослушивают тоны в сосуде. Тоны отсутствуют при сжатии сосуда и при свободном течении крови по сосудам. После прекращения пульса из манжеты начинают постепенно выпускать воздух и в какой-то момент в сосуде прослушивается тон. В момент прослушивания первого звука манометр показывает величину максимального, илисистолическогодавления. В течение некоторого времени продолжают выпускать воздух из манжеты и все время прослушивают сосудистый тон, который постепенно ослабевание и исчезает полностью. В момент исчезновения тона манометр показывает величинуминимального, илидиастолического, давления.

Ссылка по теме:
Что такое слизистая оболочка?

Максимальное давление в плечевой артерии у взрослого здорового человека в среднем равно 105-120 мм рт.ст. Минимальное давление в плечевой артерии составляет 60-80 мм рт.ст.

Разность между максимальным и минимальным давлением называют пульсовой разностью или пульсовым давлением. Пульсовое давление колеблется от 35 до 50 мм рт.ст. Оно пропорционально количеству крови, выбрасываемому сердцем за одну систолу и в какой-то мере отражает величину систолического объема сердца.

Зависимость кровяного давления от различных гемодинамических условий.Давление крови в сосудах зависит от количества крови, выбрасываемой сердцем в артерии, и того сопротивления, которое встречает кровь, протекая по артериям, артериолам и капиллярам.

Источники:

http://mylektsii.ru/10-40283.html
http://elaxsir.ru/anatomiya/osobennosti-stroeniya-organov-sluxa-v-raznom-vozraste.html
http://studfiles.net/preview/5998610/page:4/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *