Что такое обоняние, осязание и слух?

Осязание — это что такое

Наверное, мало кто не знает, что осязание — это чувство, которое мы ощущаем при прикосновении той или иной части тела к поверхности. Благодаря этому чувству, мы можем с закрытыми глазами сказать, что мы держим в руках, бархат или хлопок, дерево или железо. Но не все знают, какие виды осязания существуют, когда и как нужно его развивать.

Что такое чувство

Для начала давайте разберемся в природе данного чувства. Итак, осязание — это не что иное, как ощущение, получаемое нами вследствие контакта с тем или иным предметом. Рецепторы, которые находятся на поверхности кожи, реагируют и передают информацию мозгу. Проанализировав все варианты, мозг выдает нам результат, и мы понимаем, что прикоснулось к нашей коже. Конечно, для того чтобы выдать результат, нам нужна предварительная информация о разного рода материалах и структурах. Так, никогда не пробовав на ощупь пластилин, вы никогда не поймете, что же вы взяли в руку. Но это все касается только чувства осязания, которое является не единственным у человека.

Виды чувств

У человека есть, помимо осязания, обоняние, слух, вкус и зрение. Все перечисленные чувства не просто служат человеку вспомогательными инструментами. Это основные способности организма передавать свои ощущения. Если человек лишен одного из данных ощущений, то другие обычно развиваются еще сильнее, чтобы восполнить недостаток. К примеру, если человек слеп, то его чувства обоняния и слуха развиты настолько сильно, что он может услышать и унюхать то, чего не может сделать зрячий человек. А способность читать книги с помощью касания уже говорит сама за себя. Говорят еще и о наличии шестого чувства, но здесь дискуссия специалистов продолжается, и никто не может с точностью сказать, какой же орган отвечает за это неведомое ощущение. Мы же поговорим с вами об известных всему человечеству пяти чувствах.

Первое, что мы обсудим, это органы осязания у человека. Как и чем он воспринимает нужную информацию? Конечно, первое, что приходит на ум, это руки. Естественно для каждого пытаться коснуться руками того или иного предмета, чтобы понять из чего он сделан или каким свойством обладает. Раздражая кожу, предмет передает не только информацию о материале, из которого он сделан, но и такие свойства, как температура, плотность, гибкость и т. д. Считается, что именно данное ощущения появилось ранее всех, когда человек изучал мир методом прикосновения.

Развитие осязания

Следует отметить, что для каждого человека полезно развивать чувство осязания. Лучше делать это еще в раннем возрасте, когда восприимчивость находится в своей начальной стадии. Для этой цели нужно уделять ребенку хотя бы час в день для развития данного ощущения. Как это лучше сделать? Используйте разные материалы и поверхности, чтобы малыш мог на своем опыте понять, каково отличие одной структуры от другой. Например, мягкая игрушка имеет одну поверхность, а деревянный меч — другую. Трогая постоянно разные вещи, ребенок учится на ощупь узнавать тот или иной материал. Чем раньше человек познакомится с разными поверхностями, тем быстрей и лучше он научится пользоваться своим чувством осязания. Для чего нам нужно данное чувство? Прежде всего, чтобы правильно реагировать на то или иное свойство. Например, почувствовав большую температуру, мозг выдает сигнал опасности, и мы понимаем, что нельзя трогать данный предмет. Или же просто потрогав шерсть или хлопок, мы выбираем то, что нам необходимо.

Виды осязания

Неверно считать, что только руки способны передавать информацию в мозговой центр. Есть несколько видов осязания, когда мы действуем другими способами.

  • «Активный». Это процесс, когда мы, как уже говорилось, действуем с помощью рук, ощупывая предмет и пытаясь понять все его свойства. Конечно, не только руки могут быть помощниками в данном способе. Мы можем трогать что-то ногой или головой. В любом случае этот способ считается активным.
  • «Пассивный». Вы уже, наверное, поняли, что если в первом случае мы сами что-то трогали, то теперь это что-то трогает нас. То есть наше тело в данном варианте находится без движения, в то время как предмет касается того или иного органа, а мы получаем всю нужную нам информацию и делаем вывод.
  • «Инструментальный». Этот способ назван так, потому что мы используем разные предметы, для того чтобы потрогать нужный нам объект. Это может быть палка, вилка, труба и т. д. Слепые люди часто используют данный способ на прогулке, когда тросточкой выбирают себе безопасный путь.

Как видите, не все так просто с чувством осязания, и вы многого еще не знаете. Кстати, активный способ включает в себя два вида прикосновений: мономануальный и бимануальный. Те, кто знает хоть немного латинский язык, сразу поймут, чем они отличаются. Ведь «моно» переводится, как «один», а «би» (бис) — «два». Более того, «мануальный» — это всегда означает «совершаемый с помощью рук». Нетрудно догадаться, что первое слово означает процесс, когда мы ощупываем что-либо одной рукой, а второе — соответственно, двумя руками. В любом случае мы понимаем, что осязание — это чувство, связанное с восприятием нашего кожного покрова непосредственно или через вспомогательные инструменты.

Человек способен получать информацию не только с помощью кожного покрова, но и при помощи других органов, например носа. Чувство обоняния помогает нам отличать запах того или иного предмета или человека. Ученые говорят, что мы способны воспринимать около триллиона различных запахов. В носу находятся необходимые для этого рецепторы. В самом верху полости носа у нас расположена обонятельная щель со множеством нервных окончаний. Именно так мы и получаем нужную нам информацию. Запах, попадая в нос, воспринимается рецепторами, обрабатывается на основании ранее полученного опыта и выдает результат. Конечно, если запах нам не знаком, значит, мы никогда раньше с ним не сталкивались и нам не из чего взять данные. Поэтому чем старше человек, тем точнее он получает результат. Хотя это касается только людей, не достигших порога старости. Ученые утверждают, что пожилые люди теряют способность правильно анализировать запахи, и только 15 процентов не теряют способности правильно узнавать аромат.

Есть еще одно очень важное чувство, кроме обоняния и осязания. Это чувство — слух. Процесс восприятия звука с помощью органов слуха помогает нам ориентироваться в пространстве, анализируя ту или иную ситуацию. Сам процесс проходит довольно сложно. Звуковая волна, достигнув барабанной перепонки, оказывает давление на нее. Это создает своеобразную вибрацию, которая перемещается в среднее ухо. Уже там информация воспринимается, передается в мозговой аппарат, и на основании всех данных делается соответствующий вывод. Мы понимаем, что издает звук, какой силы он, на каком расстоянии он производится и т. д.

Как мы уже говорили, чувство, отсутствие которого помогает сильно развить осязание, это зрение. Данный процесс является одним из самых сложных в организме. Здесь задействовано множество органов и факторов, но основную роль играют глаза. Свет, отражаясь от предмета, передает информацию глазу. Роговица, изгибая его, передает данные дальше зрачку. Далее с помощью линзы, сетчатки и множества нервных клеточек информация попадает в виде импульса в мозговой аппарат. После этого вы понимаете, что вы увидели. Это очень упрощенное описание всего сложного процесса восприятия объекта органами зрения. Процесс занимает очень мало времени, и, конечно, зависит от того, насколько хорошее у человека зрение. Чем старше человек, тем хуже работает у него данное чувство. Хотя часто бывают случаи, что уже в раннем возрасте возникают проблемы со зрением.

Мы уже поговорили о таких чувствах, как обоняние, осязание, зрение и слух, но осталось еще одно. Это вкусовые ощущения. Главными помощниками здесь являются вкусовые рецепторы, которые находятся у нас во рту. Данное чувство помогает нам понять, какой вкус имеет тот или иной продукт. Рецепторы расположены на языке и на всем протяжении пищевого тракта. Но, уже ощущая пищу во рту, мы может сделать первые выводы: сладкий или соленый, кислый или горький этот продукт. Количество рецепторов разное у каждого человека. У одного может быть две тысячи, а у другого — четыре. Доказано, что по бокам язык более чувствителен к вкусу, чем посередине.

Итак, мы осветили основную информацию, касающуюся органов восприятия. Каждое из описанных чувств помогает человеку правильно воспринимать окружающую его ситуацию и реагировать на нее так или иначе. Нужно развивать эти чувства с самого рождения. Чем больше информации будет у человека для обработки, тем полезнее и правильнее будет сделанный вывод.

Что такое обоняние, осязание и слух?

Впервые в истории органы чувств были детально исследованы в трудах Аристотеля. В трактате «О душе» он писал, что познавательные способности человека происходят через мышление, воображение и память. Но основополагающими в познании мира человеком он считает ощущения. С помощью осязания, обоняния, зрения, слуха и вкуса у человека есть возможность получить полную картину внешнего мира, взаимодействовать и правильно реагировать на него.

Физиология анализаторов

Система органов чувств делится на две категории: дистанционную и тактильную. К первой относится зрение, слух, обоняние. Ко второй – вкус, осязание.

Элементы этой системы воспринимают энергию внешнего воздействия и в физиологии называются анатомическими образованиями (приборами) или анализаторами. Благодаря им, к головному мозгу поступают трансформированные нервные импульсы, и там создаются сложные аналитические цепочки. С помощью обоняния, осязания и других чувств у человека есть возможность ориентироваться в изменяющейся внешней среде, отвечать на те или иные воздействия и раздражения определенными образом.

Анализаторы – это кожные покровы и специализированные органы чувств: уши, глаза, язык и нос.

Их формированию и развитию способствовали бесконечно изменяющиеся условия окружающей среды человека как биологического существа. Повлияли и эволюционные процессы: к автоматическим подкорково-рефлекторным актам присоединились связи с корой головного мозга.

Структура анализаторов

Система органов чувств свое второе название «анализаторы» получила в трудах выдающегося физиолога И.П. Павлова. В исследованиях по физиологии нервной деятельности животных, ученый детально изучал путь внешнего возбуждения, который проходит через них к мозговым отделам. Он писал, что организм млекопитающих снабжен системой, в которую включены пять анализаторов с идентичной структурой.

В анализаторы органов осязания, обоняния, вкуса, слуха, зрения входят воспринимающие рецепторы, проводники. Они ведут к определенным мозговым центрам: световому, звуковому, температурному, химическому.

Благодаря этому анализатору, головной мозг принимают и обрабатывают около 80% всей информации, которая поступает из окружающего мира. Зрительный отдел способен воспринимать внешний объект, улавливать излучаемые (отражаемые) световые лучи.

Это сложная оптическая система представлена двумя тесно связанными между собой структурами:

  1. Периферической, принимающей зрительную информацию. Она, в свою очередь, представлена внешней частью: защищающей и опорной оболочкой склерой, рефлекторно сужающимся и расширяющимся зрачком, увлажняющей передней камерой, радужной оболочкой. К периферическому отделу относится роговица с функцией светопреломления, конъюнктива для защиты и увлажнения, веко, глазница.
  2. Внутренней частью: преломляющим световые лучи стекловидным телом, фокусирующим зрение хрусталиком и сетчаткой, отвечающей за восприятие формы, цвета.

Световой луч проходит через зрачок, роговицу, хрусталик и упирается в глазную сетчатку. Она преломляет, «переворачивает» изображение и по зрительному нерву передает сигнал к зрительным корковым мозговым отделам. Там нервный импульс распознается, «разворачивается» и воспринимается уже в трехмерном виде.

Только благодаря зрению, человек способен получать колоссальный объем информации об окружающем мире.

Воспроизводить объект – это главная функция зрительного анализатора. Кроме этого, он распознает его размеры, цветовые характеристики и пространственную локализацию.

  • Снаружи видна только 1/6 глазного яблока.
  • Каждый двенадцатый мужчина на планете страдает дальтонизмом.
  • Если человек смотрит на объект своей любви, его зрачок расширяется вдвое.
  • Самые активные мышцы человеческого тела – глазные. Их шесть.
  • Глаз может различить серый цвет в 500 оттенках.
  • Органы зрения способны за одну секунду сфокусироваться на 50 вещах.
  • У близоруких глазное яблоко длинное, у дальнозорких – короткое.
  • У зрительного нерва более миллиона волокон.

Способность к улавливанию и анализу звуковых колебаний обеспечивается равновесно-слуховой системой анализаторов. Благодаря ей, человек воспринимает звуковые внешние сигналы, анализирует и адаптируется во внешней среде. Слуховая система представлена несколькими анатомическими структурами:

  1. Периферической частью: наружное, среднее, внутреннее ухо.
  2. Центральной частью, состоящей из нервных волокон. Они проводят импульсы к височным участкам в коре головного мозга, где анализируется громкость, высота колебаний звука и вибраций.

Структура отвечает за восприятие, передачу, гравитационные сигналы и проведение их к рецепторам. И также она определяет расположение источника звука. Равновесно-слуховой анализатор начинает функционировать еще внутриутробно: плод ощущает музыкальную, шумовую вибрацию, различает тональность голосов. У родившегося младенца уже есть в памяти определенный набор звуков, на который он способен реагировать.

Слуховой анализатор улавливает и различает звуковые колебания диапазона от 20 Гц до 20 кГц.С возрастом верхний показатель снижается до 15 кГц. Самые лучшие характеристики слуха у младенцев и детей до 8 лет.

  • Проблемы со слухом в 30% случаев связаны с воздействием шумов.
  • Прививки детям от краснухи, свинки, кори – отличная профилактика проблем со слухом в будущем.
  • Потерей слуха страдает каждый десятый на планете.
  • Уши и нос – два органа, которые растут у человека до смерти.
  • Слух начинает падать от одного часто повторяющегося звука.
  • Громкие звуки ослабляют иммунитет, вызывают учащенное сердцебиение и тахикардию.
  • Мужчины слышат хуже женщин, но лучше определяют расстояние и направление, из которого идет звуковое колебание.
  • Уши нужно не чистить, а мыть.
  • Избыток серы выталкивается при жевательных движениях.
  • После плотного обеда слух на время ухудшается.

Перед этим анализатором стоит важная задача – распознавать запахи. Нос, его основной орган, дает возможность сделать первый шаг – вдохнуть. Дальше воздух проходит через рецепторные клетки обонятельного эпителия. Его «распознают» нейросенсорные клетки, направляя импульсы к определенным мозговым центрам: обонятельной коре, гипоталамусу, гиппокампу.

Только после всего этого пройденного пути, человек способен осознавать, запоминать, идентифицировать запахи. Интересно, что способность реагировать на ароматы у людей может отличаться:

  • Макросматики с тонким обонянием, особенно чувствительные к запахам. Таких людей очень мало. Эта способность в большей мере присуща животному миру.
  • Микросматики (с малым числом обонятельных рецепторов). В эту группу входит большинство человеческих особей, приматы.
  • Аносматики самая малочисленная группа, полностью лишенная этой функции.

Обонятельная система человека может различить около 10 000 запахов. Но доминирующих, определяющих всего семь:

Они дают человеку самую развернутую картину окружающего мира о качестве продуктов питания, приятных (неприятных) жизни моментах, предупреждают об опасности, ядах. У обоняния есть память: с услышанным давно, но вновь возникшим запахом человек может вспомнить о давно забытом событии, вызвавшем у него сильные эмоции.

Бывают состояния, когда рецепторы перестают работать. Причины такого нарушения:

  • Респираторная. Изменения акта дыхания, поражение слизистой носа, отек перегородки на фоне вирусных или бактериальный инфекций, аллергии, полипозных разрастаний.
  • Нейросенсорная (перцептивная). Внутримозговые нарушения: дисфункция в обонятельных нейроэпителиальных или проводниковых структурах. Вызывается острыми инфекциями, вдыханием летучих токсических соединений.
  • Последствия черепно-мозговых травм.
  • Новообразования.
  • Нейрохирургические операции.
  • Возраст после 70 лет.
  • Табакокурение, злоупотребление алкоголем, токсикомания.
  • Нейротоксические и психотропные препараты.

У человека может развиться и противоположное состояние – острое восприятие запахов. В медицине ее называют гиперосмией. Причины:

  • Гормональные перестройки у женщин (беременность, предменструальный период, пременопауза).
  • Психические расстройства (неврастения, шизофрения).
  • Мигрень.
  • Новообразования головного мозга.
  • Запах по праву считается непреодолимой стихией. Контролировать ее проблематично. Яркий свет – закрой глаза, громкая музыка – заткни уши. Сильно пахнет? Не дышать долго не получится.
  • Уже с первой недели жизни младенец по запаху определяет присутствие матери.
  • Житель мегаполиса со временем перестает воспринимать около 70% запахов.
  • Большинство кошек любят, как пахнет валериана и мята, собакам очень нравится запаха аниса, верблюды без ума от табачного дыма, а львы – от парфюмерной продукции.
  • Крупные японские компании используют специальные ароматические композиции для повышения работоспособности сотрудников. Рабочий день начинается с распыления бодрящего запаха, в послеобеденное время – антистрессового и тонизирующего, а ближе к вечеру – дающего энергию.
  • Функции зрения и обоняния ухудшаются с возрастом прежде всего.
  • Каждый человек имеет свой уникальный запах.
  • У носа есть «банк памяти» с 50 000 запахами.

Анализаторы, отвечающие за это чувство, пробуждаются в человеческом организме самыми первыми. Еще во внутриутробной жизни у плода уже развито осязание, обоняние и вкус. Он «пробует» пищу, которая поступает в материнский организм. Вкусом называется качественный анализ веществ специальными структурами – хеморецепторами, которые расположены в полости рта на языке, слизистой. Они наружной частью контактируют с пищей, а внутренней – в толще языка – с нервными окончаниями. По площади органа они группируются островками, так называемыми рецепторно-вкусовыми участками:

  • На кончике – анализаторы сладкой пищи.
  • Корень реагирует на горькую.
  • Боковые участки – на кислую.
  • Края и кончик – на соленую.

Вкусовые рецепторы иннервируются языкоглоточным, лицевым и блуждающим нервом. Сенсорная система полости рта, кроме вкусовой, обладает еще несколькими функциями:

  • Чувствительной. Это реакция на боль, тепло, холод.
  • Защитной. Обеспечивает непроницаемость слизистых оболочек от вирусов, бактерий.
  • Всасывательной. Высокую проницаемость имеют десневая бороздка и дно полости рта. В небольших количествах они способны всасывать ионы натрия и калия, аминокислоты, спиртосодержащие растворы, лекарственные препараты, углеводы.
  • Вкусовой сосочек живет 10 дней.
  • Острая еда стимулирует не вкусовые, а болевые рецепторы.
  • У 25% жителей планеты вкусовых рецептов и вкусовых сосочков больше. Благодаря этому качеству люди становятся настоящими гурманами.
  • Для анализа вкуса рецепторов недостаточно. В процессе участвуют обонятельные зоны полости носа.
  • В языке целых 16 мышц.
  • Поврежденная поверхность языка заживает быстрее прочих тканей организма.
  • Если в полости рта продукт не растворится слюной, человек не почувствует вкуса.

За эту способность отвечают рецепторы кожи, опорно-двигательной системы, слизистой поверхности полости рта, гениталий.

Осязание многообразно. С ним человек может определить, какая форма, величина, температура, консистенция контактирующего с ним предмета или объекта. В основе работы осязательных анализаторов заложено раздражение особых структур – механических, термических и болевых рецепторов – которые в системе центральной нервной деятельности преобразуются в чувствительность одного из трех видов: тактильную (прикосновение, давление), температурную (холод, тепло), болевую.

Повышенной чувствительностью обладают пальцы, ладони, ступни, губы.

Расположенные на кожных покровах рецепторы улавливают и распознают прикосновения, нажатия, боль и оправляют сигналы в спинной и головной мозг. Там информация проходит обработку и анализ. После этого, она преобразуется в ощущения: приятные, неприятные или просто нейтральные.

  • Осязание – чувство, которое приходит к человеку первым и уходит последним.
  • Если регулярно нежно поглаживать недоношенного младенца, он быстрее наберет в весе.
  • После массажа спины легковозбудимые, нервные дети и подростки становятся спокойнее.
  • К лишенному зрения и слуха человеку информация из внешнего мира поступает только через осязательные анализаторы.

Не задумываясь, человек воспринимает систему чувств как должное и само собой разумеющееся. Он растрачивает свои ресурсы, работает на износ, не думает о своем здоровье и легкомысленно относится к тому, что дано ему от природы. Возможность смотреть и слушать, осязать и чувствовать – великий дар. Всегда нужно помнить, что иметь его это значит быть по-настоящему счастливым и свободным человеком.

У человека девять чувств, а не пять

26 комментариев

Автор, их болше гораздо. я когда-то постил:

Зрение, обоняние, осязание, вкус, слух. Это есть ваши пять органов чувств. С детского сада повелось, что если кто-то думает, что у него шесть чувств, тот либо экстрасенс, либо Найт Шьямалан (режиссёр знаменитого «Шестого чувства). Оригинальную классификацию чувств чаще всего приписывают Аристотелю, так что если вы пытаетесь спорить о том, что существует больше пяти чувств, вы, возможно, спорите с человеком, который изобрёл интеллект.

Учёные до сих пор не совсем уверены, сколько именно чувств у нас есть, и что именно представляют из себя эти чувства. В зависимости от того, как их подсчитывать, насчитывают от 14 до 20 чувств. Пять из них вы знаете ещё с детства, а вот остальные гораздо интереснее.

Гарвардская школа медицины насчитывает шесть дополнительных чувств, против которых трудно привести доводы. Закройте глаза, затем дотроньтесь указательным пальцем до носа. Откуда вы знаете, где какой палец, не видя их? Откуда вы знаете, где находится ваш нос? Это проприоцепция, понимание телом, где что и по отношению к чему в теле находится.

Возможно, одно из самых интересных «неучтённых» чувств, это ваше чувство времени. Ведущий невролог Дэвид Иглман считает, что это самое важное из всех чувств, поскольку является той нитью, что связывает вместе остальные чувства. Набор ощущений от, скажем, яблока, без чувства времени скажет вам, что все они происходят одновременно.

Стоит также отметить, что чувства, о которых ваш воспитатель в детском саду забыл упомянуть, также могут работать как сверхспособность. Например, если вы идёте по лесу, и слышите, как в кустах слева от вас зарычал медведь, звук рыка достигнет вашего левого уха на одну миллионную долю секунды быстрее, чем правого. Ваше чувство времени позволит уловить эту разницу, и определить местоположение медведя в пространстве.

Против них довольно легко привести доводы.

Проприоцепцию можно легко отнести к осязанию. Ведь нервными окончаниями вы чувствуете свои конечности, всю свою кожу. Мозг это анализирует. А чувствительность нервными окончаниями и волосяными луковицами — ни что иное как осязание. Со временем человек просто привыкает к своему телу. Вот например маленькие дети с трудом управляют своими конечностями, пока к ним не привыкнут.

Чувство времени это опять же не чувство, а работа мозга, который анализирует последовательность. Ведь к примеру когда первый раз, что то делаешь — чувство времени отсутствует и только после некоторых повторений оно налаживается.

Про медведя тоже это слух. Когда человек определяет от куда идет звук, он это делает не по времени. В одно ухо идут прямые звуковые волны, в другое (которое с другой от источника) стороны отраженные. Если человек будет в помещение где все звуковые волны будут отраженные, то он не сможет установить где источник звука. Но в основном ему в этом помогают и глаза с мозгом, которые моментально исключают направления от куда этот звук исходить не мог.

Источники:

http://fb.ru/article/374238/osyazanie—eto-chto-takoe
http://elaxsir.ru/anatomiya/obonyanie-osyazanie-i-drugie-chuvstva.html
http://pikabu.ru/story/u_cheloveka_devyat_chuvstv_a_ne_pyat_893716

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector