Педаг мастер — отзывы, инструкция

КТО ОН ПЕДАГОГ-МАСТЕР?

На основе собственного опыта каждый педагог – практик даст свое определение мастерству. Для тех, кто начинает свой педагогический путь, мастерство — понятие более абстрактное, а для тех, кто имеет за плечами определенный опыт, мастерство воспринимается более конкретно, и, как правило, включает в себя то, чего ему недостает. Однако, в целом, для каждого педагога мастерство — это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

С. И. Ожегов в словаре русского языка определяет «мастерство» как «высокое искусство в какой- либо области, а мастер — это специалист, достигший высокого искусства в своём деле» [7].

По словам А.С. Макаренко, мастерство – это то, чего можно добиться, и как могут быть известный мастер – токарь, прекрасный мастер – врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог [5, с. 243].

Педагогическое мастерство, по утверждению Г.М. Коджаспировой, — это уровень совершенного владения педагогической деятельностью. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность. Педагогическое мастерство — высокое и постоянно совершенствуемое искусство обучения и воспитания, доступное каждому педагогу, работающему по призванию [4, с. 137].

Педагогическое мастерство, по утверждению С.Д. Якушевой, — это профессиональное умение оптимизировать все виды учебно-воспитательной деятельности, целенаправленно на всестороннее развитие и совершенствование личности, формирование ее мировоззрения, способностей. Она считает, что педагогическая культура, профессиональная компетентность педагога, педагогические умения и способности, речевая культура, педагогическое взаимодействие, умение управлять собой, педагогическое общение и этика, психолого-педагогического знания, — это слагаемые педагогического мастерства, одним из которых является творческая индивидуальность педагога. Ибо сущность педагогического мастерства, отмечает она, заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность [9, с. 5-6].

В процессе педагогической практики и всей жизни складывается собственный профессиональный почерк, индивидуальный стиль деятельности педагога, в котором целостно и своеобразно отражаются все составляющие его педагогического мастерства. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого педагога, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир. Педагогическое мастерство обусловлено всей культурной эволюцией педагога как личности и поэтому всегда единично, уникально, проявляется у каждого педагога-мастера совершенно индивидуально, оригинально.

Понятие «мастерство» характеризует высший уровень профессионализма, который не сводится к ремесленничеству, добросовестному выполнению всех инструкций и предписаний. Оно отражает специфику педагогической деятельности как искусства, как творческого процесса, в котором огромную роль играют гибкость и спонтанность учителя, готовность «к изящному исполнению педагогических процессов» (Ш. Амонашвили), к созданию «неструктурированных ситуаций» (А. Маслоу), стимулирующих открытое выражение им и его учениками собственных идей, мыслей, чувств, обеспечивающих расширение степеней их свободы. Способность к импровизации и озарению, созданию для учеников эмоционально- интеллектуального поля напряжения, в котором происходит проживание и осознание ими бытия, то есть вывод их на уровень процессуального сознания и открытия для себя мира как бы впервые — не заменишь никакими технологиями. В первую очередь это требует изменения сознания и мировоззрения самого учителя, разрушения его механистичности, однолинейности, ориентации лишь на предметный мир.

«Мастерство – это великое чудо, которое рождается мгновенно, когда педагог во что бы то ни стало должен найти оригинальное решение, обнаружить педагогический дар, веру в бесконечные возможности человеческого духа», — пишет Ю.П. Азаров [1, с. 248].

Педагогическое мастерство проявляется в деятельности, но к ней не сводится. Оно характеризуется высоким уровнем развития специальных умений, но и это не главное. Главное в позиции педагога способности, которые позволяют ему виртуозно управлять деятельностью своих учеников.

Знание психологии детей становится ведущим в структуре знаний тех учителей, которые чутко воспринимают реакцию учащихся на свои действия. Не случайно В.А. Сухомлинский писал: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, — в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это — желание учиться, вдохновение, готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву, без нее нет школы»[8, с. 5-6].

Педагог-мастер – это специалист высокой культуры, мастер своего дела, он в совершенстве владеет преподаваемой дисциплиной, методикой обучения и воспитания, обладает психологическими знаниями, а так же знаниями в различных областях науки и искусства. Сущность педагогического мастерства заключается в качествах личности самого педагога, который, осуществляя эту работу, обеспечивает ее успешность.

Особое значение приобретает саморазвитие, самосовершенствование будущего педагога. Профессиональная самостоятельность стержневое качество личности педагога, означающее стремление к эффективному овладению необходимыми профессиональными знаниями и умениями, способность принимать целесообразные решения в различных педагогических ситуациях и готовность нести за них ответственность. Модель педагога усложняется, предполагая не только профессиональное, но и личностное развитие, т.е. личностно-ориентированную направленность.

Овладение педагогическим мастерством доступно каждому педагогу при условии целенаправленной работы над собой. Оно формируется на основе практического опыта. Но не любой опыт становится источником профессионального мастерства. Таким источником является только труд, осмысленный с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство— это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя-воспитателя. Учителя-мастера выгодно отличает от других прежде всего характер конструктивной деятельности с учетом как ближних, так и дальних перспектив [5].

Профессиональный облик мастера и педагога профессионального обучения, их профессионально- педагогическая компетентность формируются, прежде всего, в системе профессионально-педагогического образования. [3, 13].

Специфика педагогической деятельности требует от учителя владения системой общекультурных и общенаучных, специальных, психолого-педагогических знаний. Эффективное педагогическое взаимодействие, установление межличностных отношений с ними возможно только в результате развития у него широкого кругозора, общей эрудиции, компетентности в различных областях социальной, культурной, научной, технической информации, на основе которой и формируется творческая, духовно богатая личность, привлекающая молодежь, магнетически притягивающая к себе. Вместе с тем, профессионализм и педагогическое мастерство преподавателя определяется глубиной его знаний в сфере преподаваемой им предметной области.

Список литературы

1. Азаров Ю.П. Радость учить и учиться: Педагогика гармоничного развития [Текст] : методический материал / Ю. П. Азаров. — М.: Политиздат, 1989. — 333 с.

2. Бетина, О. Б. Психология и педагогика: учеб. пособие / О. Б. Бетина. – СПб.: Вектор, 2006. – 252 с.

3. Евдокимов Вячеслав Владимирович. Развитие профессионально-педагогической компетентности в подготовке мастеров профессионального обучения : Дис. . канд. пед. наук : 13.00.08 : Екатеринбург, 2003 244 c. РГБ ОД, 61:04-13/522

4. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник [Текст] / Г.М. Коджаспирова. – М.: Гардарики,2004.-528с.

5. Макаренко А.С. Проблемы школьного советского воспитания. Соч.: в 7т. — Т.5. [Текст] /А.С. Макаренко — М.: АПН РСФСР, 1958. – 558с.

6. Максимова Г. И. Педагогическое мастерство современного педагога // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 11. – С. 145–146.

7. Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под. ред. Шведовой Н. Ю. — М.: Советская энциклопедия,1973.

8. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев, 1969.- С.513

9. Якушева С.Д. Основы педагогического мастерства: Учебник. 3-е изд., стер. [Текст] / С.Д. Якушева. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 256с.

Технология проведения мастер-класса. Материалы для проведения занятия «Школы совершенствования профессионального мастерства»

Мастер-класс – одна из форм эффективного профессионального обучения педагогов. М.М. Поташник характеризует Мастер-класс как ярко выраженную форму ученичества у Мастера. То есть Мастер передает ученикам опыт, мастерство, искусство в точном смысле, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.

В толковом словаре С.И. Ожегова можно найти несколько значений слова «мастер»:

  • Квалифицированный работник в какой-нибудь производственной области;
  • Руководитель какого-нибудь производственного цеха в отдельной специальной области:
  • Человек, который умеет хорошо, ловко что-нибудь делать;
  • Специалист, достигший высокого искусства в своем деле.

Ближе всего для педагога два последних определения.

Мастерство трактуется Ожеговым как высокое искусство в какой-нибудь отрасли.

Разные педагоги в разное время по-разному пытались дать определение педагогическому мастерству. Так, например, А. Дистервег считал, что педагог – мастер, и только он имеет «Развитие познавательные способности, совершенные знания учебного материала, как со стороны содержания, так и формы, как его сущности, так и метода преподавания. А.С. Макаренко отмечал, что сущность педагогического мастерства проявляется в знаниях и умениях. В современной педагогической литературе в характеристику понятия «педагогическое мастерство» включают следующие компоненты:

  • Психологическую и этико-педагогическую эрудицию;
  • Профессиональные способности;
  • Педагогическую технику;
  • Определенные качества личности, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

В современных условиях педагог-мастер – это педагог, обладающий исследовательскими навыками и умениями, знающий особенности экспериментальной работы, умеющий анализировать инновационные педагогические технологии, отбирать содержание и применять на практике, умение прогнозировать итоги своей деятельности, разрабатывать методические рекомендации.

Фундамент (основу) педагогического мастерства охватывают следующие основные составляющие: личность педагога, знания и педагогический опыт. Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом. Первым же шагом к педагогическому мастерству является творчество. Несмотря на массовый характер педагогической профессии, подавляющее большинство учителей – творческие личности, идущие к мастерству. В мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента:

  • Мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей;
  • Мастерство убеждения;
  • Мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности;
  • Мастерство владения педагогической техникой.

Педагогическая техника занимает особое место в структуре мастерства учителя.

Педагогическая техника – это совокупность навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом (умение выбрать правильный стиль и тон в общении, умение управлять вниманием, чувство такта, навыки управления и др.).

Уровень педагогического мастерства возможно определить, ориентируясь на следующие критерии:

  • Стимулирование и мотивация личности ученика в процессе обучения;
  • Организация учебной деятельности учащегося;
  • Владение содержанием и дидактической организацией образования;
  • Организация и осуществление профессионально-педагогической деятельности в процессе обучения;
  • Структурно-композиционное построение урока (занятия или другой формы).

Т.о., мы рассматриваем мастерство учителя – как синтез личностно-деловых качеств и свойств личности, определяющий высокую эффективность педагогического процесса.

Учителю-мастеру важно уметь эффективно представлять свой опыт, транслировать его как можно большему количеству коллег, профессионально, таким образом, развиваясь.
Одной из форм трансляции педагогического опыта является «Мастер-класс».

«Мастер-класс» – то разовая форма работы, которая объединяет небольшие группы учителей. Учитель-Мастер представляет собственную систему работы, предполагающую:

  • комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно этому педагогу;
  • оригинальные действия взаимосвязаны между собой и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач;
  • Признаками системы работы учителя являются: целостность, оптимальность в определении места и времени применения каждого методического приема; разносторонность воздействия на учащихся с одновременной сосредоточенностью на развитии стержневых ведущих качеств личности; оригинальность методики.

«Мастер-класс» как форма обучения является средством создания трех типов условий:

  • Обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • Стимулируется познавательный интерес, отрабатываются условия по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • Осуществляется индивидуальный поход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживают позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого учителя.

Мастер-класс как педагогическая технология включает в себя следующие взаимосвязанные блоки: цель научной идеи, последовательные действия учителя и ученика, критерии оценки и качественно новый результат.

Цель мастер-класса – создать условия для профессионального самосовершенствования учителя, при котором формируется опыт подготовки к проектированию адаптивной образовательной среды ученика, формируется индивидуальный стиль творческой педагогической деятельности в процессе опытно-экспериментальной работы.

Основные научные идеи – деятельностный, личностно-ориентированный, исследовательский, рефлексивный подходы.

Последовательность действий – пошаговый алгоритм изучения авторской системы работы учителя-Мастера.

Критерии оценки – новый уровень индивидуального стиля творческой педагогической деятельности (имитационный, конструктивный, творческий).

Качественно новый результат – умение моделировать урок в режиме технологии, в которой эффективно работает мастер.

Структура проведения «Мастер-класса»:

1. Презентация педагогического опыта педагога-мастера

  • Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем
  • Характеристика творческой лаборатории педагога-мастера (описание достижений в опыте работы, источников, откуда педагог черпал свои разработки)
  • Определение проблем и перспектив в работе педагога-мастера
  • Описание системы уроков (занятий) в режиме эффективной педагогической технологии, представляемой педагогом

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

  • Рассказ педагога о проекте занятия
  • Определение основных приемов и методов работы, которые будут демонстрироваться
  • Краткая характеристика результативности используемой технологии
  • Вопросы педагогу по изложенному проекту

3. Урок (занятие) или имитационная игра со слушателями с демонстрацией приемов эффективной работы с учащимися (воспитанниками)

4. Моделирование

  • самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока (занятия) в режиме продемонстрированной педагогической технологии. Мастер исполняет роль консультанта, организует самостоятельную деятельность слушателей и управляет ею.
  • обсуждение авторских моделей урока (занятия) слушателями

5. Рефлексия

  • Дискуссия по результатам совместной деятельности Мастера и слушателей
  • Заключительное слово педагога-мастера по всем замечаниям и предложениям

Цель проведения конкретного урока (занятия) определятся Мастером в зависимости от того, что он будет показывать.

Варианты:

  • 1) Показ программы деятельности, элективного курса, факультатива и т.п.
  • 2) Показ отдельных форм работы, которые использует в своей деятельности педагог
  • 3) Показ отдельных методов работы
  • 4) Показ инновационных моментов деятельности

Формы:

  • Лекция
  • Практическое занятие
  • Интегрированное (лекционно-практическое) занятие

Результатом «мастер-класса» является модель урока (занятия), которую разработал «учитель-ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности.

Проведение «мастер-класса» – это показатель зрелости учителя, демонстрация высокого уровня профессионального мастерства.

Литература:

  1. Галицких Е. Заманчивей всего и бескорыстнее на свете: педагогическая мастерская для педагогов и школьников, посвященная игре/А.А.Галицких //Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 31–33.
  2. Гузова Л П. Развитие профессиональной культуры учителя – фактор успешной работы /Л.П. Гузова //Методист. – 2005. – № 2. – С. 34–37.
  3. Русских Г.А. Мастер-класс – технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности /Г.А.Русских //Методист.– 2002. – № 1. С. 38–40.
  4. Русских Г.А. Педагогическая мастерская как средство подготовки учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика /Г. А. Русских //Методист. – 2004. – № 2. – С. 25–28.
  5. Творческая школа «Мастер-класс»/Е. Долинина, Р. Рахмани, И. Мамаева и др. //Учитель. – 2003. – № 5. – С. 44–74.
  6. Комарь В. Д. Повышение профессионального мастерства педагогов- воспитателей / / Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе. – 2005. – № 1. – С.84–87.
  7. Положение о «мастер-классе» как форме профессионального обучения учителей //Практика административной работы в школе. – 2004. – № 5. – С. 46.

Методика организации и проведения мастер-класса

вид профессиональног о объединения в составе признанного педагога-мастера и группы педагогов-«учени ков»;

показатель зрелости педагога, демонстрация высокого уровня профессиональног о мастерства;

ярко выраженная форма ученичества у педагога-мастера ;

процесс передачи мастером своего опыта и мастерства ученикам;

одна из форм проведения учебного занятия – форма организации активной самостоятельной работы слушателей;

эффективная форма передачи опыта, мастерства путем прямого и комментированног о показа приемов работы;

практическое разовое занятие;

практико-ориенти рованное учебное занятие.

Формат мастер-класса – информационное представление методов, приемов, форм деятельности, которые удаются автору; обучение аудитории этим методам, приемам, формам.

Цель проведения мастер-класса – создание условий для профессиональног о и личностного развития педагога средствами организованной коммуникации (приобретение опыта подготовки проектирования адаптивной образовательной среды и формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности).

передача продуктивных способов работы;

обобщение опыта педагога по определенной проблеме;

трансляция педагогом-мастер ом своего опыта;

совместная отработка методических приемов;

оказание реальной помощи участникам мастер-класса в определении задач саморазвития и формирования индивидуальной траектории развития.

Специфика: организованное обучение конкретным

Мастер-класс ориентирован на результативность работы его «учеников».

анализирует собственные педагогические подходы;

ищет способы обновления своей деятельности;

включает новые приемы и формы работы в процесс своей деятельности.

выполняет определенный алгоритм действий;

включается в активную познавательную деятельность.

Показатель: повышение мотивации участников, активизация познавательной деятельности.

формированием мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;

стимулированием познавательного интереса;

отработкой умений по планированию, самоорганизации, самоконтролю педагогической деятельности;

осуществлением индивидуального подхода по отношению к каждому участнику мастер-класса;

отслеживанием позитивных результатов учебно-познавате льной деятельности каждого педагога.

Изучение документов и результатов деятельности педагога-мастера , разработок дидактических материалов для использования в собственной педагогической деятельности.

Мастер классу присуща высокая диалогичность.

Умение моделировать учебное занятие в режиме технологии, в которой работает педагог-мастер.

Проводит признанный педагог-мастер, обладающий уникальным опытом в демонстративной деятельности, имеющий соответствующее образование, высшую либо I квалификационную категорию педагога.

Наличие письменно оформленной разработки, методического теоретического материала.

Педагог-мастер обладает умением удержать взрослую аудиторию, отвечать на вопросы, возникающие по ходу.

Педагоги, имеющие определенный опыт.

Количество – не более 15 человек, оптимальное количество – 6-8 человек.

Содержание должно быть технологичным, свободно воспроизводимым. Представляемые понятия должны иметь научную достоверность.

Материал должен находить применение.

Решает основные задачи: Чему научить? Как научить конкретному приему?

для педагогов для учащихся

по методике обучения и воспитания

по преподаваемому предмету

Мастер делится со слушателями своей уникальной методикой, которая применялась и успешно внедрялась им.

Методика мастер-класса не имеет строгих и единых норм, основанных на интуиции матера и восприимчивости слушателя.

Принцип: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Мастер-класс – двусторонний процесс, отношения «преподаватель» – «слушатель» является необходимым.

Непрерывный контакт, индивидуальный подход к каждому слушателю – то, что отличает мастер-класс от других форм и методов обучения.

Алгоритм технологии мастер-класса

Презентация педагогического опыта

Краткая характеристика учащихся, обоснование результатов диагностики, прогноз их развития;

Краткое обоснование основных идей технологии (самопрезентация педагогического опыта по определенной теме);

Доказательства результативности деятельности учащихся, свидетельствующи е об эффективности предлагаемых методов обучения, методических приемов, техник;

Определение проблем и перспектив в работе педагога.

На данном этапе возможны:

Элементы мультимедийной презентации;

Выступление учащихся с демонстрацией освоенных приемов учебной деятельности;

Ролевая игра «Ученик – тренер взрослой аудитории»;

Выставка лучших творческих работ учащихся, публикаций, профессиональног о портфолио педагога и т.д.

Представление системы занятий

Описание системы занятий в режиме предлагаемого опыта;

Определение основных приемов работы, которые педагог-мастер будет демонстрировать слушателям.

Проведение занятия с участниками, демонстрация приемов эффективной работы.

Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной модели урока в режиме технологии автора. При этом педагог-мастер исполняет роль консультанта, организуя их самостоятельную деятельность и управляя ею;

Обсуждение авторских моделей урока;

Проведение тренинга, в ходе которого участники не только осваивают теоретические и методические основы приема или метода, но и апробируют его в ходе собственной деятельности.

По результатам совместной деятельности педагога-мастера и слушателей предлагается в контексте темы мастер-класса дискуссия по результатам совместной деятельности мастера и слушателей.

В основе работы мастер-класса лежит ярко выраженная форма ученичества.

Ученики Мастер

передает свое профессиональное

Принцип освоения: «здесь и сейчас» путем рассказа, показа, выполнения.

Режим работы определяется содержательной составляющей: может проводиться как в один, так и в несколько этапов.

Время проведения может варьироваться в зависимости от цели мастер-класса.

Если мастер-класс проводится в несколько этапов, то при его организации необходимо предусмотреть следующие этапы :

I ый этап. Посвящен знакомству учеников с теоретическими основами опыта педагога-мастера .

II ый этап. Усвоение методической составляющей (учит тому, с помощью чего учит).

III ый этап. Освоение приемов, методов, технологии опыта путем участия в практической работе.

Такое прохождение этапов обеспечивает ученикам поэтапное усвоение материала, а педагогу – систему в работе методического формирования.

Результативность мастер-класса зависит от постоянного состава учеников.

Это дает возможность каждому участнику попробовать тот или иной метод, исполнить ту или иную роль, освоить различные приемы, соотнести приобретенный опыт с собственным видением перспективности в повседневной работе.

Критерии качества подготовки и проведения мастер-класса

Презентативность (выраженность инновационной идеи, уровень ее представления, культура презентации идеи, ее популярность в практике образования);

Актуальность и эксклюзивность (ярко выраженная индивидуальность , выбор, полнота и оригинальность решения инновационных идей);

Мотивированность (включение каждого в активную творческую деятельность по созданию)

Оптимальность (достаточность использования средств на занятии, их сочетание, связь с целью и результатом)

Эффективность (результативност ь, полученная для каждого участника мастер-класса. Каков эффект развития? Что это дает конкретно участникам? Умение адекватно проанализировать результаты своей деятельности)

Технологичность (четкий алгоритм занятия: фазы, этапы, процедуры)

Культура педагога (эрудиция, нестандартное мышление, стиль общения)

Прогрессивность (актуальность научного содержания и приемов обучения, наличие новых идей, соответствие тенденциям современного образования и методике обучения)

Источники:

http://izron.ru/articles/osnovnye-voprosy-teorii-i-praktiki-pedagogiki-i-psikhologii-sbornik-nauchnykh-trudov-po-itogam-mezhd/sektsiya-10-pedagogicheskoe-masterstvo-i-professionalnaya-kompetentnost-pedagoga/kto-on-pedagog-master/
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/515316/
http://nrctdim.schools.by/pages/metodika-organizatsii-i-provedenija-master-klassa

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector
×
×