>

Камус — отзывы, инструкция

О камусах и нюансах их использования (обзор)

Зачем вообще нужен камус? Ответ прост, как тот веник, — для облегчения лыжнику (или сплит-бордисту) подъема в гору. Стоит лишь уточнить, что подъема ПО снегу.

У камуса с одной стороны липкий слой (для прикрепления к лыже), с другой — ворсистая поверхность. Именно этот ворс и делает камус камусом. Движение вверх / вперед происходит по ворсу, с минимальным трением. Когда же идет нагрузка в обратную сторону (перенесли вес на эту лыжу, оперлись на нее), то движение происходит против ворса, с максимальным трением. Точнее, движения не происходит. А это, собственно, нам и нужно, чтобы в одну сторону скользило, а во вторую не проскальзывало.

Камуса покупаются либо определенной ширины и длинны, под свою модель лыж / сплита (вариаций камусов предостаточно, выбрать есть из чего), либо, что тоже в общем-то, неплохо, — покупается на отрез. Поскольку продается он только по метрам, то обычно нужно приобрести 4 метра камуса (нужной ширины!) + крепежный набор. Выходит это дешевле, нежели готовые решения.

При выборе камусов, за ширину лучше всего принимать самую широкую часть своего снаряда в области контактной поверхности (то есть, широченные висящие в воздухе нос-хвост — не в счет). Тогда, после обрезания камуса, он будет под всю рабочую поверхность.

Если ровно такой ширины нет в продаже. Конечно, если лишь чуть-чуть меньше, то переплачивать нет смысла, ради пары миллиметров, которые вы, скорее всего, все равно резанете. Если же не хватает прилично (5-10 мм и более), то берите на размер больше. Лишнее обрежете.

При выборе камуса важен не только размер.

Есть 3 типа камусов по материалу: синтетика, мохер (шерсть ангорской козы) и их сочетание, т.н. miixt. Первые более долговечные и дешевые, но скользят сильно хуже и не такие легкие и компактные как мохер. Так что, обычно ски-альпинисты и все кто бегает в горку на скорость, берут более дорогой мохер. Да, приходится чаще покупать новые, но зато работают отменно. Чаще, это раза в 2-3 нежели, если бы бегали на синтетике (сильно изнашиваются, заразы).

Нам же, фрирайдерам, больше подходят mixt-овые, они сочетают в себе плюсы обоих типов камусов (скольжение почти как у мохера, а живучи почти как синтетика), но стоят вменяемо. Одни из лучших, — Black Diamond и G3, если не лучшие.

Это основные моменты (ширина, длинна, состав), остальное — уже лично ваши предпочтения. По цене, цвету и проч. Есть даже камуса для девочек)). Кстати, очень симпатичные. Для ориентира, обычная цена для хорошего готового Микстового камуса 119-160$. И они того стоят.

Теперь, про то как «собирать» камуса. Предлагаю посмотреть вот это видео от BD. За 5 минут основные моменты камусоварения осветили и неплохо.

Сейчас крепежные наборы у всех основных фирм-производителей примерно похожи. У кого-то чуть удобнее, у кого-то менее, но суть одинакова. ОДНО НО.

Не стоит брать камуса без крепления с обеих сторон снаряда (нос + хвост). Изначально у ряда производителей была лишь скоба на нос и все, пятка никуда не цеплялась (предполагалось, что она никуда не денется). Этот вариант вообще не вариант. Со временем, когда камус изнашивается и хуже держит, или просто когда намок / обмерз / снегом забился, он начинает местами, а то и полностью отлипать от снаряда. вот тогда незакрепленность пятки и показывает себя во всей красе.

Да, если вы покупаете готовый камус под определенный размер, то часто вам ничего собирать уже не надо, все установлено, только чуть обрезать под ваш снаряд и использовать. Удобно. Но дороже)).

Trim tool. Нож-обрезалка от BD, неудобный.

И вот этот, продумАнский.

Без этих специальных камусных ножей, толково обрезать камус сложно и велик шанс накосячить. Поэтому, если вдруг его нет в комплекте (забыли положить, или еще чего), то лучше без самодеятельности. Либо у друзей возьмите, либо купите, они продаются. Ну или делайте все очень вдумчиво и подсматривая краем глаза в видеоинструкции.

А обрезать камус, даже готовый, вам все равно придется. почти не бывает так чтобы купленный камус идеально подходил к снаряду, без «обработки напильником»)).

Cheat sheets, или по-русски, «сетка». Когда только получите своих новых мохнатых друзей, не выбросите ее, подумав что это прокладка для транспортировки и не более. Эта штука сильно облегчит вам жизнь. Ее вы будете прокладывать между двумя камусами, чтобы те аддски не слипались меж собой. К ней камуса липнут, но умеренно.

Самый удобный вариант, — разрезать ее пополам, на два примерно метровых куска. По-одному на каждый камус. Тогда во время сборки и разборки снаряда можно будет каждым камусом оперировать отдельно и независимо от другого. В сильный ветер и в условиях большого количества снега это очень актуально. Попробуйте, вам понравится.

Но, к сожалению, эти сетки умирают быстрее чем хорошие камуса. На этот случай совет. Даже не думайте покупать монтажную сетку и ей заменять почившую родную. Может плохо закончится. В сети много историй про то как строительная сетка начинала рваться и оставаться кусками на камусах, со всеми вытекающими. Так что, если начинает «заканчиваться», — заказывайте новую. Цена вопроса 20$ если BD и 10-15 у других производителей.

Теперь, пройдемся по некоторым моментам использования камусов в деле.

Первым делом, — очистите поверхность! Никакого снега и замерзших капель воды. Чем чище, тем лучше будет контакт клеевого слоя. Если есть время, — поверните снаряды скользяками к Солнцу и дайте им немного нагреться. Чем теплее поверхность скользяка, тем все лучше пристает.

Совет. Иногда в комплекте с камусами (а иногда и с сплит-крепами) идет невзрачная пластиковая или резиновая пластина, неясного назначения. Не выбрасывайте ее и берите с собой. Она как раз для очистки поверхности снаряда от снега и проч. Очень полезная хреновина. И не только для одевания камусов. Я регулярно использую ее для очистки от капель льда, которые намерзают, когда теплый снаряд после беккантри попадает в холодный снег, или просто похолодало во время восхождения (сначала снег на снаряде потаял, а потом на высоте замерз). Раньше я делал это ски-пасами и банковскими карточками)).

Дальше. Берем камус, смотрим где у него верх-низ и цепляем крючки за верх «лыжины».

И, отлепляя камус от сетки, приклеиваем его к снаряду. Важные моменты, — камус не должен залезать на канты и уж тем более за них. Правило 2-х миллиметров — до края снаряда должно оставаться 2 мм. Это нужно чтобы у нас даже на подъеме камуса оставались в рабочем положении (а вдруг траверс?), ну и чтобы не лохматить убивать край камуса. Старение раньше времени ему не к чему.

Чем больше разлохмачен край и вообще чем он ближе к краю снаряда, тем быстрее намокает камус, а это не гут (отклеивается и хуже скольжение).

Ну и конечно, не должно быть никаких бугров и «пузырей». Камус нужно клеить так, чтобы он прилегал полностью. Если где-то начал выходить косяк — стоит отлепить эту часть и попробовать снова. Вообще, качество и скорость приклеивания камусов сильно зависят от опыта. Чем больше клеишь, тем точнее движения, ну это как во всем.

На сильном морозе, особенно если камуса были влажные, они могут встать «колом». Работать с ними тогда очень сложно. Но, что делать. Старайтесь не доводить своих друзей до такого. Как многие и делают, можно держать из за пазухой, например.

Конечно, здорово, когда ски-тур начинается прямо от парковки и можно удобно расположится, используя багажник своей машины (очень удобный вариант).

Но чаще все не так радужно. ветер, снег, знаете ли..

Если есть возможность воткнуть лыжу в снег, то лучше это сделать. Тогда сначала одевается верхнняя половина камуса, затем лыжа вынимается и довершается начатое уже «на коленках», с различными вариациями упоров носа лыжи в снег.

Если наст плотный, то можно и весь камус одеть таким Макаром, очень удобно.

Финишный штрих, — надевание заднего крепежа на хвост лыжи. Хорошо если есть некоторое натяжение, слишком слабым оно быть не должно. Но и передОза не нужно.

Совет. Не прошляпьте куски снега, которые неизбежно к концу операции будут у вас на хвосте снаряда. Их нужно стряхнуть, а то если ваш хвостик от камуса в них попадает, то хвост начнет отваливаться отклеиваться первым. Камус вообще не любит, когда на его клеевую сторону снег попадает, особенно в мороз.

Ну вот вы на вершине вашей белоснежной горы. и скоро начнете свой божественный спуск.

Первым делом, отлепляем камуса, по-одному. Стартуем — с хвоста (по-другому и не получится).

Способов отлепления несколько. Кто-то разом отдирает всю шкурку, кто-то скурпулезно, по частям, приклеивая ее к сетке. тут кому как нравится. Ну и от погоды зависит, нужно торопиться или нет.

Лично мне нравится аккуратно, по частям, налепляя сетку. В сильный ветер, например, отлепить разом может и можно, но развивающаяся 2-метровая хрень, которая хочет приклеится ко всему на свете. удовольствие на любителя. Лучше уж по 10 см, по дзенски.

При этом, чем меньше снега попадает на ваш камус, тем вам же лучше. Во-первых, кто знает, может сегодня еще придется его использовать. Во-вторых, меньше сушить по возвращению. Тоже ведь актуально, не везде есть условия для быстрой сушки, а на следующий день получить влажный камус, — не самый лучший расклад.

Еще одно видео, для разнообразия)). Заодно на powder помолимся.

Во время укладки барахла в рюкзак не стоит просто так пихать камуса внутрь. А то, раз за разом, набирая на свою клеевую поверхность различный мусор, он будет все хуже и хуже работать. Рекомендуется использовать мешочек-чехольчик (идет в комплекте).

Для особо замороченных можно посоветовать специальный чехлик для камусов, от фирмы G3. Он еще и «просушивает» ваших друзей, пока те едут с вами вниз домой. Хотя, имхо, и обычного вполне достаточно. Главное, не протерять, — на ветру они улетают на раз.

Ну вот,с.. цикл замкнулся. Мы снова внизу, радостные и счастливые.
_____________________

На заминку, небольшие рекомендации.

Пропитывать можно не только свои горные ботинки, но и камуса. Для лучшей их влагозащиты и скольжения существуют различные спреи. Например вот этот. Особо актуально для старых камусов, уже утративших часть своих целебных свойств. Ну а по весне, когда снег уже мокрый, всем полезно.

Если же совсем дело туго, ну или вы настоящий фанат, — то нанесение парафина с утюжком, это ваше все. Главное, не делайте это прямо на вашем снаряде. Работайте либо на старом, не нужном, либо просто на какой-то жесткой поверхности. Ну и температурку больше 60-70 не ставьте.

Не знаю, есть ли какая-то разница между обычным и парафином для камусов, но, например, BD предлагает специализированный, камусный парафин, за 10$. Предполагаю, что это всего-лишь маркетинг.

Про восстановление клеевого слоя на старых камусах, это тема отдельного разговора. Как-нить в другой раз. Одно лишь скажу, это довольно просто делается, было бы желание. Способов восстановления существует минимум 3.

Ну и на заминку, облегченные версии камусов, для владельцев особо широких лыж, ну и для сплит-бордистов. Для ребят с большими штуками это актуально, а то у них камуса по килограмму весят, за пару, зело много. Стоят они почти столько же, сколько обычные, зато компактнее и легче, при прочих равных.

P.S. По мере сил, буду расширять и обновлять этот текст, наполняя все большей и большей информацией. И, конечно же, за любые комментарии и дополнения буду крайне признателен.

Исходный текст про камуса (с ссылками и многочисленными комментариями)

Камуса для скитура

Камус — специальная лента, крепящаяся на скользящей поверхности лыжи, которая предотвращает проскальзывание лыжи при движении в гору. В прошлом для этой цели использовались шкуры различных животных. Сегодня, как правило, камус изготавливается либо из синтетического материала, либо из смеси шерсти и синтетики. Крепится камус непосредственно к скользящей поверхности лыжи на специальный клей или при помощи естественной адгезии (прилипания), концы камуса фиксируются различными способами, в основном при помощи клипс.

Как камус предотвращает проскальзывание лыжи?

Среднестатистический камус имеет около 1,5 миллионов ворсинок, которые фиксируются под определенным углом и в одном направлении по отношению к его поверхности. При подъеме лыжи вверх по слону ворсинки проскальзывают (движение «по шерсти»), при нагрузке на лыжу (перенос веса тела на лыжу) ворсинки врезаются между кристаллов снега или за их неровности.

Из каких материалов изготавливается камус?

Натуральный камус из мохера (шерсть ангорской козы)

Плюсы:
+ Хорошее скольжение
+ Хорошее сцепление со снегом
+ Низкая вероятность налипания снега
+ Остается мягким и удобным в работе при низких температурах
+ Малый вес

Минусы:
— Высокая стоимость
— Быстро изнашивается, в особенности на жестком снегу

Смешанный тип мохер + синтетика (60-70% мохер / 30-40% синтетика)

Плюсы:
+ Не плохое скольжение
+ Не плохое сцепление со снегом
+ Служит дольше (более устойчивый к изнашиванию)

Минусы:
— Менее мягкий и удобный в работе при низких температурах

Плюсы:
+ Служит долго (очень устойчивый к изнашиванию)
+ Низкая стоимость

Минусы:
— Теряет эластичность при низких температурах
— Плохое скольжение
— Плохое сцепление со снегом
— Большой вес

Чешуйчатый камус (пластиковые чешуйки вместо ворса)

Плюсы:
+ Хорошее скольжение
+ Хорошее сцепление на мягком снегу

Минусы:
— Плохое сцепление на жестком снегу
— Не достаточно отзывов и тестов

Как держится камус на лыже?

Классический клеевой камус. На камус наносится слой клея на основе искусственных смол.

Плюсы:
+ Хорошо испытанная система
+ Старый клей можно обновить, увеличив срок службы камуса

Минусы:
— Плохое сцепление при низких температурах
— Высокий риск загрязнения клеящей поверхности, как следствие ухудшение сцепления с лыжей
— Не практичная система, в особенности при неблагоприятных погодных условиях — трудно аккуратно снять или наклеить камус при ветре
— Риск повреждения скользящей поверхности, сильный клей может вырвать заплатки/графитовую заливку (лыжа после ремонта)

Адгезионный камус. Вместо клея применяется силиконовая поверхность, которая на молекулярном уровне обеспечивает сцепление камуса со скользящей поверхностью лыжи.

Плюсы:
+ Прост в использовании, позволяет легко наклеивать и снимать даже при сильном ветре
+ Легко устраняются загрязненные места, достаточно промыть вододой

Минусы:
— Плохое сцепление при попадание влаги, при определенных смазках и неровностях скользящей поверхности лыжи

Гибридные камуса. Сочетают технологию клевых и адгезионных камусов.

Плюсы:
+ Прост в использовании, позволяет легко наклеивать и снимать даже при сильном ветре
+ Менее подвержен загрязнению
+ Приемлемое сцепление при попадание влаги, определенных смазках и неровностях скользящей поверхности лыжи

Минусы:
— Высокая стоимость
— Очень трудно нанести клей повторно

Как крепятся концы камуса?

При помощи скоб или крючков камус фиксируется с одной стороны лыжи. Как правило в носовой части, но есть ряд моделей, где вначале камус крепится на задней части лыжи. После чего при помощи клипс, не редко с резиновыми вставками, камус фиксируется на противоположной стороне лыжи. Благодаря чему достигается дополнительное натяжение и фиксация камуса. При этом не следует «натягивать» каумс до предела, т.к. в этом случае он начинает отклеиваться от лыжи в районе камбера (срединный прогиб лыжи).

Одно время у целого ряда производителей камуса выпускались лишь с одной скобой на нос лыжи, пятка не фиксировалась. Однако этот вариант себя очень плохо зарекомендовал, т.к. со временем, когда клеящая поверхность камуса изнашивается, или когда он намок или забился снегом, камус начинает отлипать.

Как подгоняется камус под лыжу?

Самый распространенный вариант это самостоятельная подгонка камуса под вашу лыжу. При покупке учитывается длина и ширина лыжи. В наборе прилагается все необходимые детали камуса, а так же инструмент для подгонки. Технология довольная простая и позволяет подогнать камус в домашних условиях. Важно внимательно ознакомится с инструкцией перед подгонкой каумса. Наиболее распространенная ошибка это когда стальной кант лыжи перекрывается камусом. Кант лыжи не должен быть закрыт камусом. При желание можно отдать камус на подгонку в лыжную мастерскую.

Не редко производители лыж предлагают уже подогнанный камус под свою продукцию. Как правило это лыжи/камуса для спортивного ски-альпинизма (лыжные забеги и гонки).

Иногда в крупных лыжных мастерских/магазинах можно купить камус на метраж с подгонкой. Вам нет необходимости покупать набор для подгонки камуса. В мастерской вам подберут нужный размер, подгонять его под вашу лыжу и установят все необходимые детали крепежа.

Советы по уходу за камусом

— После каждого использования хорошо прослушивайте камуса в дали от сильных источников тепла (печки, батареи, обогреватели).
— Не склеивайте камуса, в особенности на клеевой основе, друг с другом или складывая по полам. Вместо этого используйте специальный промежуточные слои из тонкого пластика или сеточки, которые идут в комплекте с камусами.
— Храните камуса в прохладном сухом и хорошо проветриваемом помещение в специальных транспортировочных мешочках.
— Избегайте перенятяжения камуса на лыже. Это укорачивает его срок службы.
— Во время скитура избегайте контакта с водой или наступания на каменистую поверхность.
— Не используйте мохеровые камуса на подготовленных горнолыжных трассах. Мохер быстро изнашивается на жестком снегу, в особенности с искусственным напылением.
— При низких температурах постарайтесь вначале разогреть камус, например засунув его под куртку.
— Не допускайте наклеивания камуса на мокрую или грязную лыжу.
— Не оставляете лыжи с камусом на солнце. Из-за нагрева камуса клей может остаться на лыже.
— Ухаживайте за скользящей поверхностью лыжи, делайте регулярно сервис «скользяка».
— Регулярно наносите пропитки (вакс/парафин) на ворсистую поверхность камуса. Это предотвращает его намокание во время скитура, улучшает скольжение и увеличивает срок службы.

Беговые лыжи с камусом skin: что это, как выбрать, плюсы и минусы

Что такое камус?

Камус – специальная вставка на скользящей поверхности лыж, не дающая лыжам катиться назад. Камус изготавливался из шкур оленей, лосей и других диких животных. Изначально лыжами с камусом пользовались и продолжают пользоваться охотники. На охотничьих лыжах камус занимает почти всю площадь лыжи.

Производители беговых лыж позаимствовали эту технологию и стали выпускать спортивные лыжи с камусом. Назвали все по-разному: skintec, twinskin, skin, r-skin, intelligrip. Названия разные, но суть одна: специальная вставка, в отличие от охотничьих, занимает только зону держания лыж – колодку. Остальная скользящая поверхность изготавливается из того же пластика, что и все беговые лыжи. Вставка изготавливается из мохера и искусственных волокон.

Плюсы и минусы беговых лыж с камусом

Плюсы

  • не нужно возиться с мазью держания
  • держат в любую погоду
  • значительно более быстрые, чем насечки
  • не жужжат под ногами, в отличие от насечек

Минусы

  • проигрывают по скорости обычным лыжам
  • плохо работают на рыхлом снегу и “пухляке”

Как правильно выбрать беговые лыжи skin?

Принцип подбора как у обычных классических лыж: по росту и весу. Рост +20-25см, а вот по весу лучше подбирать немного жестче, чем обычно.

Камус толще, чем слой мази держания и больше выступает из скользяка – это будет мешать прокату. На более жестких лыжах камус будет приподнят и не помешает скольжению. Однако, в таком случае нужно чуть больше усилий для прижимания колодки.

Если подбираете лыжи для прогулок, то берите в рекомендуемом диапазоне веса по маркировке лыж. Если же хотите получить более спортивное и быстрое катаниепо минимальному значению диапазона веса. Например, лыжи с обозначением 70-90 кг лучше брать под лыжника весом 70-75 кг, не более.

Как ухаживать за беговыми лыжами с камусом?

В принципе, за лыжами с камусом можно совсем не ухаживать. Они для того и задумывались, чтобы встал и поехал. Но лыжи будут служить дольше и катить быстрее, если за ними следить.

Зоны скольжения парафинятся как обычно, можно использовать жидкие смазки скольжения. Об этом всем мы писали в статье Как мазать лыжи для конькового хода? Процедура нанесения парафина идентичная.

Для ухода за камусом продаются специальные средства в виде жидких эмульсий. Они не дают камусу намокнуть и заледенеть.

На сколько хватает камуса на беговых лыжах?

Точных цифр никто из производителей не называет. Все зависит от типа снега и других факторов. В среднем по отзывам камуса хватает на 1000 км пробега. После этого его можно заменить на новый. Вот, например, сменный камус для лыж fischer и камус для лыж madshus.

Замена камуса производится аналогично у всех производителей. Видео по замене камуса мы разместили ниже.

Лыжи с камусом Atomic skintec

Список лыж сделан в порядке понижения уровня сверху вниз. Модель Atomic c9 skintec – лучшая модель с модулем skintec и гоночным пластиком. Модели расположены в порядке удешевления: от гоночных до туристических.

  • Redster c9 skintec
  • Redster c7 skintec
  • Pro c3 skintec
  • Pro c2 skintec
  • Motion skintec

Сравнить цены и купить Atomic Skintec в лыжных магазинах.


Лыжи с камусом Fischer Twin Skin

Линейка лыж Fischer Twin Skin немного скромнее атомика. 4 модели, где 2 (carbon и race) – гоночного уровня, а 2 остальные – прогулочные. Модели расположены в порядке удешевления: от гоночных до туристических.

  • Twin Skin Speedmax (новинка 2018-2019)
  • Twin Skin Carbon
  • Twin Skin Race
  • Twin Skin Pro
  • Twin Skin Power ef

Сравнить цены и купить Fischer Twin Skin в лыжных магазинах.

Лыжи с камусом Salomon skin

Salomon не забыл и о юниорах. Линейка представлена 6 моделями для взрослых и 1 для юных лыжников. Топовая модель – Salomon S/Race skin. Модели расположены в порядке удешевления: от гоночных до туристических.

  • S/Race skin
  • RC skin
  • Equipe 8 skin
  • Aero 9 skin
  • Aero 7 skin
  • Snowscape 9 skin

Юниорские

Сравнить цены и купить Salomon Skin в лыжных магазинах.

Лыжи с камусом Rossignol R-Skin

Французский бренд Rossignol сделал 2 модели для юниоров и 4 для взрослых. Топовая – R-skin race. Модели расположены в порядке удешевления: от гоночных до туристических.

Юниорские

Madshus Intelligrip

Норвежцы поступили подобно фишеру. 4 взрослых модели, где топовая Nanosonic carbon classic intelligrip. Модели расположены в порядке удешевления: от гоночных до туристических.

  • Madshus Redline Intelligrip (новинка 2018-2019)
  • Nanosonic carbon classic intelligrip
  • Terrasonic classic intelligrip
  • Ultrasonic intelligrip
  • CT 140 intelligrip

Купить Madshus Intelligrip у официального поставщика в России.


Лыжи с камусом Nordway Skin, Tisa Sport Skin и Inovic Classic 500 skin

В сезоне 2018-2019 к общему тренду на лыжи с камусом подключились “народные” бренды. И это правильный шаг, ведь в скандинавских странах лыжи skin занимают около 70% рынка.

Tisa Sport Skin и Nordway Skin – одна и та же лыжа. Tisa, как известно, принадлежит Fischer и производится по стандартам Fischer: это нанесение структуры UltraTuning и деревянный сердечник AirChannel. Лыжи Nordway Skin тоже производятся на заводе Fischer (в Украине) по тем же технологиям. Обе модели идут без платформы под крепления, поэтому можно засверлить любые.

Выбирайте, какие больше нравятся:

Лыжи Inovic Classic 500 Skin. Неизвестный в лыжных кругах бренд из Декатлона. Тем не менее, по характеристикам лыжи превосходят Tisa и Nodway. Сердечник тоже из дерева и воздушными каналами и добавлением стекловолокна. Основные отличия в профиле лыжи и пластине NIS.

Inovic имеют профиль гоночных лыж – 41-44-44 против прогулочных 51-48-50 у Tisa и Nordway. Innovic легче, быстрее, но менее устойчивые. На пластину NIS можно поставить крепления без сверления и менять баланс лыж в зависимости от условий трассы.

Занимайтесь спортом, двигайтесь и путешествуйте! Если нашли ошибку или хотите обсудить статью – пишите в комментариях. Мы всегда рады общению.

Источники:

http://www.risk.ru/blog/199960
http://www.risk.ru/blog/215713
http://training365.ru/lyzhi-s-kamusom/

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector