Что нужно знать о детях с нарушением слуха?

Содержание

Характеристика детей с нарушением слуха: особенности образования и реабилитация

Краткая характеристика детей с нарушением слуха показывает то, что обучение их возможно как в пределах школы, так и в специальных учреждениях. Нарушение слуха (начальный дефект) приводит к недоразвитию речи (второстепенный дефект) и к замедлению или же специфичному становлению иных функций, связанных с пораженной (визуальное восприятие, мышление, интерес, память), что и задерживает психологическое формирование в целом. В специальной психологии такого рода вид психологического развития носит название дефицитарный.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха

Психологическое развитие малышей, имеющих патологии слуха, подчиняется этим же закономерностям, что выявляются в развитии нормально слышащих детей (Л. С. Выготский). Психологическое развитие детей с патологией слуха происходит в специальных условиях ограничения наружных влияний и контактов с находящимся вокруг миром. Вследствии этого психологическая активность ребенка упрощается, взаимодействия на наружные влияния станут меньше трудными и различными, формирующиеся межфункциональные взаимодействия меняются.

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями слуха говорит о том, что для ребенка с такой патологией, формы объектов и предметов нередко представлены в виде инертных стереотипов: вот зеленого цвета котелок, голубого цвета уже не котелок, иной объект. Овладевшие в ходе изучения информацией глухие дошкольники при затруднениях зачастую применяют естественные жесты в качестве средства коммуникации.

У дошкольников с нарушениями слуха могут встречаться перемены в темпах психологического формирования по сопоставлению с нормально слышащими детьми: затормаживание психологического развития через определенный период после рождения и/или после утраты слуха и форсирование в дальнейшие периоды при соответственных обстоятельствах преподавания и воспитания.

Для ребенка с нарушениями слуха свойственна олигофрения в функционировании одних органов чувств и условная сохранность иных. К примеру, сохранена кожная восприимчивость, однако в отсутствии обучения не развивается слуховое восприятие, а визуальное формируется в особых обстоятельствах, компенсируя слух.

Наглядные формы мышления доминируют у малышей, а письменная речь (по методологии преподавания эти дети учатся читать в раннем возрасте, до 3 лет) доминирует над устной. Патология приводит к особенностям становления познавательной и индивидуальной отрасли. Характерные черты познавательной отрасли:

  1. Визуальный анализатор плохослышащего малыша станет основным в постижении окружающего мира и в овладении информацией.
  2. Становление визуального восприятия у ребенка с патологией слуха имеет несколько отличительных черт: аналитический вид восприятия: замечают элементы и детали предметов, картинки содержат больше частностей и элементов.
  3. Трудности в синтетическом восприятии: трудности в узнавании прерывистых, перевернутых картинок, в восприятии картин, что выражают пространственные отношения.
  4. Дошкольник с такой патологией способен понимать речь произносящего, основываясь, на визуальное понимание.

Роль зрительного восприятия

Огромную роль для компенсации патологии играет визуальное восприятие. Общая характеристика детей с нарушением слуха и зрения прослеживает замедленное по сравнению со слышащими ровесниками распознавание объектов. Таким образом, глухим и слышащим детям младшего школьного возраста демонстрируют рисунки хорошо знакомых вещей на краткие промежутки времени (от 22 до 7 с). Это позволяет обнаружить, какое время нужно детям для узнавания объектов.

У глухих малышей понимание и распознавание проходило более медленно, чем у слышащих ровесников. Им требуется побольше времени для того, чтобы отметить информативные свойства объекта. Еще немалые препятствия появляются при потребности узнавания знакомых объектов геометрических фигур, автономных элементов (групп точек и линий) в перевернутом на 180 положении.

По теории ученых, это связано с менее детальным анализированием и синтезированием объектов, с задержанным формированием у глухих малышей произвольности хода восприятия. Акцентирование и распознавание форм объектов облегчается вследствие овладению соответствующими обозначениями и использованием их на практике.

Особенности мышления

Родителям и педагогам необходимо знать краткую характеристику детей с нарушением слуха. В развитии мышления эксперты подмечают, что свойства словесной памяти ребенка с нарушениями слуха пребывают в непосредственный связи от замедленного темпа их речевого формирования. Характерные черты мышления:

  • у ребенка с нарушениями замечается превосходство нагляднообразного мышления над словесно-логическим;
  • степень формирования словесно-логического мышления зависит от формирования речи плохослышащего.

Отличительные черты мышления ребенка с такой патологией объединены с заторможенным овладением словесной речью. Более наглядно это выражается в формировании словесно-логического мышления. Наглядно-действенное и образное мышление глухих и слабослышащих обучающихся также имеет специфические особенности.

Нарушение слуха проявляет влияние на становление всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в применении теоретических познаний на практике. Изучения выявили, что глухому подростку необходимо несколько больше времени для осмысления приобретенных познаний, чем его слышащему ровеснику.

Эмоциональная сфера

Характерные черты становления эмоциональной сферы:

  1. Плохослышащий дошкольник не всегда подразумевает условия, в которых происходит процесс, и эмоциональные проявления находящихся вокруг и по этой причине не может сопереживать им.
  2. Дошкольник с патологией слуха дифференцирует противоположные чувства (плачет, смеется, злой добрый), имеет трудности в запоминании их наименований.
  3. Ребенок с нарушенным слухом не способен полноценно усвоить социальный опыт через речь.
  4. Олигофрения различных типов детской деятельности (предметной, игровой, элементарной трудовой) проявляет отрицательное воздействие на развитие индивидуальных качеств.

Межличностные отношения

Характеристика детей подросткового возраста с нарушением слуха в межличностных отношениях:

  • для плохослышащего подростка старший проводник и интерпретатор в ходе взаимодействия с обществом «слышащих»;
  • приоритетное взаимодействие со старшим и ограниченное с детьми группы;
  • вероятно выражение враждебного поведения, взаимосвязанное с недопониманием детей старшими и слышащими ровесниками;
  • «доброжелательная враждебность» применение ребятами с нарушением слуха невербальных средств для привлечения интереса собеседника.

В соответствии с едиными закономерностями психологического формирования личность глухого и слабослышащего ребенка создается в ходе общения с ровесниками и взрослыми в процессе освоения социального опыта.

Несоблюдение или абсолютная потеря слуха приводят к трудностям в общении с окружающими, задерживает процедура освоения информации, обедняет опыт детей и не способен не сказаться на развитии их личности.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Реабилитация детей с нарушением слуха делиться на несколько этапов

Диагностика. Главную роль на этом этапе играют врачи которые при помощи специализированного оборудования ставят диагноз. На установление диагноза могут повлиять такие факторы

  • самочувствие ребенка;
  • поведение ребенка;
  • психическое здоровье ребенка;
  • возраст ребенка.

На этом этапе так же на помощь врачу приходят сурдопедагог и психолог. Сурдопедагог проводит свои наблюдения и по их результатам подтверждает или корректирует диагноз. Психолог определяет уровень психологического развития и разграничивает умственные нарушения от нарушений зрения и слуха.

Коррекция и реабилитация. Сурдолог подбирает и регулирует слуховой аппарат под потребности ребенка. Настройка слухового аппарата должна происходить постоянно в дошкольном и школьном возрасте ребенка. Настройка аппарата производится по возрастным и психологическим показателям, а так же зависит от возможностей семьи.

Методы реабилитации

Выделяют следующие методы реабилитации:

  1. Медицинская. Лечение и хирургическое вмешательство (имплантация устройства которое преобразует импульсы с внешнего микрофона в понятные для ЦНС сигналы).
  2. Техническая. Протезирование слуховыми аппаратами.
  3. Психологическая и педагогическая. При помощи сурдологических и логопедических приемов развивается слух, речь, мышление и прочие психические функции.
  4. Социальная реабилитация включает в себя возможность выбора родителями места обучения для своего ребенка, а также предоставление государством бесплатных слуховых аппаратов и кохлеарных имплантов.
  5. Двигательная. Этот вид реабилитации направлен на развитие физических качеств и двигательных способностей.
  6. Верботональный. При использовании данного метода ребенок занимается с педагогом. Они говорят в микрофон при помощи фильтров звук проводится не только через уши, но и превращается в вибрации что позволяет ребенку тактильно ощущать речь. Такой способ позволяет ребенку более быстро воспринимать и понимать окружающих, а также улучшает развитие его речи.

Дополнительно психолог проводит беседы с родителями ребенка. Рассказывает, как им правильно обращаться и общаться с слабослышащим или глухим ребенком, и какие у них есть права.

Обучение детей с нарушением слуха

Человек развивается непосредственно в контакте с окружающей средой. Такое взаимодействие происходит с определенными анализаторами, а именно – слухового, кожного, зрительного, вкусового и других.

Слуховой анализатор является одним из важнейших, поэтому какие бы причины ни были для частичной или полной утраты слуха ребенком, последствия, в основном, только социальные:

  • ограничение общения со сверстниками;
  • замкнутость;
  • нарушение памяти, речи;
  • развитие особенного мышления и т. д.

Исходя из психологических и медицинских критериев, детей с нарушением слуха разделяют на:

Психолого-педагогическая характеристика речи детей с нарушением слуха обозначает, что к слабослышащей категории врачи, как правило, относят детей, которым наличие минимального слуха позволяет овладеть азами речевого общения, без вмешательства специалистов, то есть самостоятельно.

У слабослышащих детей не полностью потерян слух, и организм ребенка старается обойти этот дефект, компенсировать такой недостаток. Этим ребенок принципиально отличается от глухих и слышащих детей. У таких детей недостаток слуха является принципиальным фактором развития особенности речи.

Для детей с нарушением слуха предусмотрены специальные образовательные учреждения: детские сады, в которых существует две группы – для слабослышащих и глухих детей.

Специальные школы, как правило, такие учреждения разграничиваются для слабослышащих и глухих детей.

Обучение слабослышащих детей

Особенности нарушения слуха, а именно его частичное наличие, самостоятельное обучение основами речевого общения, а также адаптация к слуховому дефекту – не только определяет нюансы развития, но и также является путями к специальному обучению.

Обучение основывается не только в получении и усвоении новых знаний и навыков, оно также направлено на преодоление нарушения социального развития таких детей. Так, разработаны специальные методы обучения, которые опираются не только на развитие речи, но и развивают компенсационные механизмы. Такие методики требуют определенных условий, а именно способных к развитию и увеличению уже имеющего компенсационного фонда у ребенка.

Обучение по специальным методикам направлено на выявление пробелов в развитии речи и их восполнению. Благодаря ему формируется правильная речь, понятийное мышление и улучшается память. Также особое внимание уделяют развитию словарного запаса.

Особенности методики и ее специфика вовсе не означают, что обучающий процесс отличен от обычных школ. Он лишь разнится тем, что особую роль в нем играет специфическая методика обучения языку – накопление словарного запаса, коррекция лексики и понимания фраз и словосочетаний.

Также специальные школы уделяют значительное внимание полисенсорному обучению – способности чтения слов по губам, опираясь на слух. Письмо и чтение также являются частью специального обучения. Такие навыки позволяют в достаточной мере овладеть языком и речью, а также способствую формированию личности и преодолению психологических барьеров.

Важное место занимает специальная литература, в которой особое место отводится иллюстрациям, которые максимально точно должны передавать содержание материала.

Обучение глухих детей

Обучение глухих детей проводится с использованием целого комплекса специальных методик. Основной задачей, которых является обучение речи, правильному пониманию сложных значений и адаптации в социальной среде.

Основным методом обучения глухих детей является билингвистическая методика, которая основана, по сути, на изучении двух средств обучающего процесса – на основе языка жестов и языка в письменной и устной речи. Такой подход к обучению начали практиковать еще в 80-е годы прошлого столетия.

Особенность методики заключается в том, что нет преференций между средствами обучающего процесса. Напротив, изучение жестового языка направлено на ускорение передачи информации, эмоций, то есть устранению коммуникационных барьеров.

Устранение коммуникационных преград между преподавателем и учителем способствует быстрому усвоению материала, предания эмоционального фона, а также позволяет установить доверительные отношения, что немаловажно в образовательном процессе. Однако, такой способ обучение не является панацеей, существует множество нерешенных проблем, например, до сих пор неясно оптимальное соотношение изучения языков. К тому же письменная речь может быть национальная, а язык жестов международным, что усложняет образовательный процесс.

Сегодня для обучения детей, помимо специальных методик, все чаще используют достижения науки – различные усилители звука и имплантаты. А также все чаще совершенствуются методики с применением современной техники. Использование современной техники в процессе обучения является не только средством оптимизации, но и преодолением отклонений в развитии.

Что нужно знать о детях с нарушением слуха?

Слух для человека – это средство восприятия окружающего мира, наполненного различными звуками: голоса и смех людей, пение птиц, весенняя капель или осенний шорох опавшей листвы. Казалось бы такие простые и знаковые вещи, однако, к сожалению, они доступны далеко не всем.

Дети с нарушением слуха – особенная группа общества, так как они не могут полноценно общаться с внешней средой. Нарушение слуха в детском возрасте – единственное в своем роде физическое отклонение, которое ведет к понижению интеллектуальных и умственных возможностей малыша.

Нарушение слуха у детей

Нарушение слуха – утрата организма человека определять весь диапазон частот и разбирать звуки низких уровней. На основании этого определяют врожденную и приобретенную, а также частичную и полную потерю слуха.

Если верить статистике, то из 1000 малышей появившихся на свет у 15 отмечаются определенные патологии в этой области. В мировом обществе на сегодняшний день больше 500 млн человек, страдающих полной либо частичной дисфункцией слуховой системы.

Справка. Для детей такое нарушение весьма опасно, поскольку глухота чревата слабым развитием речи. Это связано с тем, что плохослышащие дети не воспринимают в полной мере, как собственную речь, так и речь посторонних людей, именно поэтому им трудно научиться разговаривать.

Ведущие специалиста мира в этой области полагают, что патологии первой сигнальной системы (слух и зрение, в данном случае нас интересует первый момент) оказывают значительное влияние не только на речевые способности. Также они могут существенно затормаживать развитие физиологии, анатомии и психологии крохи.

Потому как тугоухость не представляет собой явное отклонение, выявить ее возможно только при помощи современных разработок, широко применяющихся за рубежом, одна из них получила название универсальный неонатальный скрининг.

Без такой разработки, узнать как плохо слышит малыш, представляется возможным лишь тогда, когда он достигнет 2-3 летнего возраста.

Также наряду с этим известно, что первый год жизни маленького человечка является самым главным для развития речи. Если в данный временной отрезок провести необходимую коррекцию слуха при помощи слухового аппарата, то появляется возможность того, что речь у малыша разовьется нормально.

Благодаря уместному корректированию, дети с нарушением слуха имеют все шансы развиваться нормально.

Дети с нарушением слуха – кто они

Глухота вне зависимости от уровня забирает у крохи важнейший информационный источник, тем самым сводя развитие интеллекта на минимальный уровень.

Такая патология имеет прямое воздействие на развитие аппарата речи, и как следствие нарушается развитие способности мыслить и запоминать.

Так как нет биологической обусловленности особенностей поведения таких детей, то при обеспечении необходимых условий на максимальном уровне его возможно подкорректировать.

В данной ситуации главную роль в знакомстве с окружением играет зрительные и двигательные способности, а также осязание.

Согласно статистическим данным, подобные отклонения у детей сопровождаются следующими особенностями во время развития:

  • 44% — отклонения опорно – двигательного аппарата;
  • 62% — негармоничное физиологическое развитие;
  • 70% — развитие сопровождающих недугов;
  • 80% — затормаживание развития моторики.

Объективные характеристики детей дошкольного возраста в этом случае являются следующими:

  1. Торможение развития (психического и физического) по сравнению со слышащими сверстниками на пару лет.
  2. Низкая двигательная активность.
  3. Расстройство координации и ориентации в пространстве.
  4. Медлительность при выполнении определенных движений.
  5. Затрудненность переключения внимания.
  6. Повышенная чувствительность к смене климата.
  7. Запоминание основывается исключительно при помощи зрения.

У маленьких людей с подобным отклонением замедлен процесс обработки информации и появляются трудности в общении с внешним миром, что определенным образом отображается и на формировании его личностных качеств.

Сложности в отношениях с другими детьми могут спровоцировать к формированию отрицательных качеств характера слабослышащего малыша, который вполне может превратиться в агрессивного и замкнутого человек.

Любые отклонения в личностном развитии возможно устранить, если оказать своевременную коррекционную помощь и создать необходимые условия.

Причины нарушений слуха у детей

Факторы, способствующие возникновению потери слуха в детском возрасте, могут быть самые разнообразные.

К основным причинам развития подобного явления относятся:

  • врожденные отклонения, которые передаются на генетическом уровне;
  • нарушения в период беременности и родов (инфекции, которым подвержена будущая мать, применение неразрешенных медикаментов, родовые травмы, появление на свет новорожденного весом менее 1,5 кг);
  • инфекционные болезни (краснуха, паротит, грипп);
  • частые воспалительные процессы в ушах (отиты и прочие ушные заболевания);
  • травмы головы и ушей;
  • продолжительное воздействие аномального шума и вибраций;
  • неправильное лечение препаратами.

Данные причины способствуют появлению рассматриваемой патологии у детей, поэтому для того чтобы не волноваться за своего малыша можно и в домашних условиях проверить слух крохи в первый год жизни.

Родителям для этого необходимо выполнить такие действия:

  1. В ответ на громкие звуки малыш начинает кричать либо широко открывает глаза.
  2. Кроха может обращать внимание на голоса папы и мамы.
  3. В 1,5 месяца ребенок начинает произносить различные звуки, в дальнейшем переходящие в речь.
  4. В 4 месяца начинает вертеть головкой, реагируя на голоса и музыкальные игрушки.

Такие несложные действия помогут убедиться родителям, что с их чадом все в порядке или же наоборот, вовремя забить тревогу, тем самым обеспечив нормальное развитие малышу.

Классификация детей с нарушением слуха

Многие ученые в свое время создали определенные классификации детей с отклонениями слуха, основываясь для выполнения работы на различных факторах.

Рассмотрим каждую подобную классификацию подробно.

Итак, начнем с Рахиль Марковны Боскис — советского сурдопедагога, которая создала основу для классификации патологии в детском возрасте, состоящая из:

  • уровня утраты слуха;
  • времени лишения слуха;
  • уровня речевого развития.

Сообразно с вышеперечисленными факторами определяют такие группы детей, у которых отмечается патология слуховой системы:

  • глухие дети – утрата слуха забирает возможность нормально воспринимать речь и изучать ее самостоятельно;

Ранооглохшие — уже родившиеся с проблемами слуха или утратившие его до начала периода развития речи. Как правило, некоторая вероятность слышать все же остается, которая позволяет воспринимать громкие и сильные звуки.

Позднооглохшие – утратившие слух, когда речь уже сформировалась. Причем речь в какой-то мере сохраняется.

  • слабослышащие дети — наблюдается частичная утрата слуха, которая затрудняет развитие речи. Однако сохраняется способность самостоятельного накопления словарного запаса.

Группа слабослышащих детей в свою очередь делится на детей с сохраненным интеллектом и детей с умственной отсталостью.

Преображенский Б.С. – советский отоларинголог и ученый, исследовав детскую глухоту, в свою очередь определил 4 категории слабослышащих детей:

  • легкая тугоухость – малыш может различать речь с 7-8 метров;
  • умеренный уровень тугоухости — возможность слышать разговор с 4-7 метров;
  • значительный уровень тугоухости – восприятие речи происходит с 2-4 метров;
  • тяжелый уровень тугоухости – звуки воспринимаются с 1-2 метров.

Французский ученый Жан Марк Гаспар Итар – врач Парижского заведения глухонемых и изобретатель устройства для определения тонкости слуха (акуметр) вывел свою классификацию слабослышащих детей:

  1. Слышащие громкие слова только возле уха.
  2. Определяющие гласные и согласные звуки.
  3. Различающие определенные гласные и согласные звуки.
  4. Не различают слова, но слышат различные звуки (гром, сигнал машина).
  5. Глухие полностью.

Справка. Зарубежные специалисты определяют 3 уровня тугоухости: легкая, средняя и тяжелая, а также 3 степени глухоты: частичная, полная, почти полная.

Профилактика нарушения слуха у детей и подростков

Чтобы избежать таких отклонений, следует неукоснительно соблюдать правила профилактических правил тугоухости и глухоты. Они состоит из таких рекомендаций:

  • закаливание, которое повышает устойчивость организма малыша к инфекциям;
  • правильное питание, которое должно включать необходимые витамины, жиры, белки и углеводы в необходимых количествах;
  • соблюдение нормальных отметок температуры и влажности в помещении;
  • своевременное лечение болезней и специальные профилактические меры инфекционных заболеваний.

А для того, чтобы верно развивались слуховые органы, нужно выполнять необходимую гигиену слуха:

  1. Очищать уши ребенку от чрезмерного скопления серы.
  2. Одевать малыша по погоде – всегда защищать ушки, особенно в сезон холодов.
  3. Громкость звука должна быть в пределах 60-80 Дб.
  4. Следить за тем, чтобы малыш дышал носом.

Помимо этого очень важное значение в профилактике такого явления имеет своевременное определение воспалений верхних дыхательных путей, которые довольно часто вызывают поражение слуховых органов. К доктору следует обратиться немедленно, если возникли малейшие подозрения на подобные проблемы.

В современном мире детская глухота – это не приговор. Такая патология не помешает малышу стать полноценным членом социума, если ему будет оказано достаточное внимание родителей и медиков. Будущее таких детей в руках любящих родителей.

Дети с нарушением слуха — образование и реабилитация

Нарушение слуха – потеря способности человеческого организма обнаруживать все частоты или различать звуки с низкой амплитудой. Различают врожденное или приобретенное, полное (глухота) или частичное (тугоухость) нарушение слуха.

Врожденная или приобретенная глухота у детей приводит к снижению интеллекта и задержке умственного развития, резко сокращает возможность ребенка воспринимать собственный голос и речь окружающих людей, поэтому детям с нарушением слуха довольно трудно научиться разговаривать.

Нарушение слуха является наиболее распространенной патологией у младенцев. Согласно статистическим данным 1-2 ребенка из тысячи рождаются с глухотой или серьезными нарушениями слуха.

Причинами нарушения слуха у детей могут быть:

  • Врожденные нарушения, передающиеся генетическим путем;
  • Недостаточный вес ребенка при рождении (менее 1,5 кг);
  • Заболевания внутреннего уха и слухового нерва;
  • Отклонения, возникающие до, во время или после родов;
  • Воспаление среднего уха и некоторые инфекционные болезни (менингит, грипп);
  • Травма или продолжительное воздействие сильного шума и вибраций;
  • Врожденные анатомические дефекты головы и шеи.

Ведущие врачи мира считают, что патологии аудиальной системы существенно влияют не только на развитие речи, но и на анатомическое, физиологическое и психологическое развитие ребенка.

Так как глухота не является видимым расстройством, определить ее можно лишь при помощи универсального неонатального скрининга – новейшей технологии широко применяемой на Западе. Без скрининга распознать, насколько плохо ребенок слышит, можно только когда ему исполнится 2-3 года.

В то же время известно, что самым важным для языкового и речевого развития является первый год жизни ребенка. Если в этот период откорректировать его слух при помощи слухового аппарата, то велика вероятность того, что речевой аппарат у ребенка разовьется нормально. Своевременная коррекция увеличивает шансы детей с нарушением слуха на нормальное физическое и психологическое развитие.

Характеристика детей с нарушением слуха

Частичная или полная глухота лишает ребенка важного источника информации и ограничивает тем самым процесс его интеллектуального развития. Нарушение слуха напрямую влияет на развитие речевого аппарата ребенка и опосредованно на формирование мышления и памяти. Так как поведенческие и личностные особенности детей с нарушением слуха не являются биологически обусловленными, то при создании надлежащих условий в наибольшей степени их можно откорректировать.

Ведущую роль в познании окружающего мира у детей с полной или частичной глухотой играет зрение, а также двигательные, осязательные и тактильно-вибрационные ощущения.

Рядом особенностей отличается память частично или полностью глухих детей, так как темп речевого развития у них замедлен, соответственно замедляется и их словесная память. Замедленное формирование речи в свою очередь влияет на абстрактное мышление детей с нарушением слуха.

По статистике потеря слуха у детей сопровождается:

  • В 80% случаев задержкой развития моторики;
  • В 62% случаев дисгармоничным физическим развитием;
  • В 43,6% дефектами опорно-двигательного аппарата;
  • В 70% случаев наблюдаются сопутствующие заболевания.

Основными характеристиками детей с нарушением слуха дошкольного возраста являются:

  • Отставание их психофизического развития в среднем на 1-3 года от слышащих сверстников;
  • Недостаточная двигательная активность;
  • Нарушение координации движений и низкий уровень ориентации в пространстве;
  • Замедленная скорость выполнения отдельных движений и темпа двигательной деятельности в целом;
  • Трудность в переключении внимания;
  • Весь процесс запоминания базируется на зрительных образах;
  • Чувствительность к смене климатических условий.

У ребенка с нарушением слуха замедляется процесс усвоения информации и возникает трудность в общении с окружающими людьми, что не может не отразиться на формировании его личности.

Трудность в налаживании контактов и своеобразие взаимоотношений с обычными детьми могут привести к формированию таких негативных черт и особенностей детей с нарушением слуха, как агрессивность и замкнутость. Однако при своевременном оказании коррекционной помощи, любые отклонения в развитии личности могут быть преодолены.

Реабилитация детей с нарушением слуха

Меры, направленные на реабилитацию детей с нарушением слуха, следует начинать применять, как только ребенку исполнится 2-3 года. Восстановлением слабослышащих детей занимаются в специализированных детских садах и школах, где при помощи речевых занятий с использованием слуховых аппаратов преодолеваются последствия дефекта.

Раннее выявление у ребенка нарушения слуха и применение реабилитационных мероприятий является залогом его успешного восстановления. В домашних условиях реабилитация детей с нарушением слуха происходит посредством естественного речевого общения с родителями и людьми, имеющими нормальный слух и речь. Эта составляющая восстановительного процесса требует от родителей слабослышащего ребенка большого труда и терпения, так как слова нужно произносить четко и медленно, движения губ и языка должны быть хорошо видны ребенку.

Образование детей с нарушением слуха

Слабослышащие и полностью глухие дети отстают от своих слышащих сверстников в развитии на несколько лет. Для преодоления нарушений развития необходимо целостное и социальное по своей природе воздействие на личность, поэтому обучение детей с нарушением слуха должно осуществляться в специально организованных образовательно-воспитательных учреждениях.

В таких учреждениях созданы особые условия, позволяющие детям преодолеть последствия дефекта, исправить нарушенный ход становления личности, откорректировать или заново воссоздать наиболее важные психические свойства. Специальное обучение детей с нарушением слуха позволяет сформировать у них речь, понятийное мышление и словесную память.

В школах для слабослышащих детей учат чтению с губ, педагогический процесс направлен на восполнение пробелов развития, а применяемая система обучения языку позволяет овладеть разными видами и формами речевой деятельности.

Особую роль в процессе образования детей с нарушением слуха играют наглядно-действенные средства и приемы (пантомима, драматизация и инсценировка), потому как они помогают сформировать представления и понятия сначала на наглядно-образном, а затем и на отвлеченном уровне обобщений.

Нарушение слуха у детей является наиболее распространенным дефектом. Родители должны с самого раннего возраста малыша обращать внимание на его поведение: если ребенок в возрасте 6 месяцев слабо или вообще не реагирует на слуховые раздражители, а ближе к году не произносит гласных букв – велика вероятность нарушения слуха.

Диагностирование и выявление дефекта на раннем этапе позволяет своевременно его откорректировать при помощи слухового аппарат, что увеличивает шансы детей с частичной потерей слуха на ведение нормального образа жизни.

Видео с YouTube по теме статьи:

Источники:

http://fb.ru/article/382989/harakteristika-detey-s-narusheniem-sluha-osobennosti-obrazovaniya-i-reabilitatsiya
http://gorlonos.com/ushi/o-detyah-s-narusheniem-sluha.html
http://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6797-deti-s-narusheniem-sluha.php

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector