Что не дает трахее сужаться?

Значение дыхания. Органы дыхания

Разделы: Биология

Цели урока:

Образовательные. Формирование у учащихся:

— новые анатомо-физиологические понятия о строении и функциях органов дыхания.

— продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями.

— показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

— развивать умение у учащихся планировать учебную деятельность;

— работая с текстом учебника и дополнительной литературой уметь проводить сравнения, анализ, обобщения с выводами;

— для развития монологической речи учащихся применять проблемные вопросы.

— развитие коммуникативных способностей;

— расширение кругозора школьников и формирование интереса к предмету.

Оборудование и материалы:

— дидактические карточки для актуализации опорных знаний, закрепления и первичного контроля.

Базовые понятия и термины: дыхание, внешнее дыхание, внутреннее дыхание, воздухоносные пути, легкие.

Ход урока

“Для полной согласованности душ нужна согласованность дыхания, ибо, что — дыхание, как не ритм души?”
М.И. Цветаева

I. Организационный момент

Приветствие обучающихся, подготовка к уроку рабочих мест.

II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

С целью актуализации опорных знаний проводим проверку изученного материала.

1. Индивидуальная работа.

2. Письменная работа по карточкам-заданиям. Самопроверка по ключу (работа над ошибками).

3. Обсуждение устных ответов.

III. Изучение нового материала

Учитель биологии.

Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите: “Какую систему органов мы с вами начнем изучать сегодня на уроке?”

Дыхание.

Лепет сонный еле слышен:
Дочка дышит.
Шорох шторы еле слышен:
Ветер дышит.
Шелест слева еле слышен:
Роща дышит.
Шепот сверху еле слышен.
Космос дышит.
Димир Стро.

Ответ учащихся: дыхательную систему.

Учитель: Совершенно правильно, сегодня на уроке мы начнем изучать тему: “ Значение дыхательной системы и органы дыхания”

Поговорка “Это нам нужно, как воздух!” — выражает особую потребность организма в воздухе. Еще древнегреческий философ Анаксимен наблюдал за дыханием животных и человека. Он считал воздух условием и первопричиной жизни. Великий врач Древней Греции Гиппократ называл воздух “пастбищем жизни”.

Без воздуха человек гибнет через несколько минут. Некоторые люди могут задержать дыхание на 3-4 минуты, иногда и чуть дольше.

Проблемный вопрос: Почему человек может не употреблять пищу несколько недель, не пить воду больше пяти дней, а без воздуха не может прожить и 6-ти минут?

Длительное кислородное голодание неминуемо приведет к летальному исходу.

В организме нет запаса кислорода для дыхания, поэтому он должен равномерно поступать через органы дыхания.

Органы дыхания – воздушные ворота в организм. Они всю жизнь соприкасаются с внешней средой, хотя и являются внутренними органами.

Дыхание — свойство и признак всех живых организмов.

Итак, что же такое дыхание?

Учащиеся записывают формулировку под диктовку учителя в тетрадь.

Дыхание — совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поступление в организм кислорода и выделение наружу углекислого газа (внешнее дыхание), а также использование кислорода клетками для окисления органических веществ с освобождением энергии, используемой в процессе жизнедеятельности (внутреннее дыхание).

Проблемный вопрос: Взаимосвязаны ли кровеносная и дыхательная системы?

Работая с текстом, обучающиеся находят, что обе системы осуществляют обмен газов между организмом и средой.

Органы дыхания обеспечивают газообмен между наружным воздухом и воздухом легких (легочное дыхание).

Органы кровеносной системы доставляют кислород воздуха к тканям и уносят газообразные продукты распада (тканевое дыхание).

Прежде чем перейти конкретно к изучению органов дыхания учитель дает задание.

Задание №1

Пользуясь, учебником анатомии и справочной литературой заполните схему: “Эволюция органов дыхания”

  • Ланцетник-
  • Рыбы –
  • Земноводные-
  • Рептилии –
  • Птицы –
  • Млекопитающие –

Учитель обращает внимание на развитие дыхательной системы от простого к сложному, а также на разные способы снабжения тканей организма кислородом : кожное, трахейное, жаберное и легочное дыхание.

Учитель: Какое строение имеет дыхательная система человека?

Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких (Презентация).

Задание №2.

Изучить особенности строения и функций органов дыхания – работа с учебником.

По мере изучения заполнить таблицу: “Органы дыхательной системы и их функции” и выделить:

После обсуждения работы подводятся общие выводы урока:

1. Дыхание – процесс обеспечения клеток организма кислородом, в результате протекающих биохимических реакций выделяется энергия, необходимая для поддержания жизнедеятельности организма. Выделяется углекислый газ в атмосферу.

2. Различают разные способы снабжения тканей организма кислородом: кожное, трахейное, жаберное и легочное дыхание.

3. Дыхательная система состоит из воздухоносных путей и легких.

4. Строение каждого органа дыхания тесно связано с выполняемыми им функциями. (см. приложение).

IV. Закрепление изученного материала

Из перечня органов дыхательной системы (1-10) выберите правильные полные ответы на вопросы (I-XII) и зашифруйте их:

Конспект урока по биологии для 8 «В» класса

Тема:Механизмы вдоха и выдоха. Регуляция дыхания

Цель урока: создать условия для формирования понятия о нейрогуморальной регуляции дыхания, рассмотреть механизм вдоха и вы­доха.

Задачи:

— познакомить учащихся со способами регуляции дыхания, защитными дыхательными рефлексами и их значением для человека.

— развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, способствовать развитию логического мышления.

— способствовать санитарно-гигиеническому воспитанию, развивать коммуникативные умения и навыки работы в малых группах.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: дидактическая игра, беседа, фронтальный опрос, письменный опрос.

Оборудование: таблица «Органы дыхания»; модель торса человека, учебник «Биология. Человек. 8 кл.» Колесов Д. В., Маш Р. Д., Беляев И. Н. – Дрофа, 2012

Ход урока:

Организационный момент.

2. Проверка знаний учащихся (фронтальный опрос, беседа, индивидуальная работа по карточкам)

— Сколько дыхательных движений совершает человек в 1 минуту?

— Каковы результаты ваших самонаблюдений? (отчет о домашнем задании: посчитать частоту дыхательных движений в состоянии покоя и после физической нагрузки).

— Почему частота дыхательных движений изменяется в зависимости от состояния организма?

— Почему, даже когда мы спим, ритм дыхания сохраняется, и вдох всегда сменяется выдохом?

Создание проблемной ситуации.

Итак, ритм дыхательных движений может изменяться в зависимости от физической нагрузки. При этом в организме достигается соответствие потребления кислорода потребности организма. Но каков бы ни был ритм дыхательных движений, самым замечательным является то, что всю жизнь вдох неуклонно сменяется выдохом. Почему они так четко чередуются?

Работа по карточкам (трое восьмиклассников работают письменно по карточкам-заданиям):

На рисунке А-В изображены голосовые связи трех людей. Определите по голосовым связкам, кто из них молчит, кто разговаривает в полный голос, а кто — шепотом?

Объясните, почему у мужчин голос более низкий, чем у женщин? Какие особенности гортани мужчин отразились на тембре их голоса? Почему у детей голос более высокий, чем у взрослых?

На представленном рисунке «Органы дыхания» обозначьте следующие органы:

8.Легочные пузырьки (альвеолы).

1. Рассмотрите рисунок. Что обозначено на нем цифрами 1-5? Каковы функции гортани?

2. Почему нельзя громко кричать, особенно мальчикам 13-16 лет?

1. Выполните задание. Из перечня органов дыхательной системы (1 – 10) выберите правильные полные ответы на вопросы (А-К) и зашифруйте их:

1. Слизистая оболочка

2. Лёгочные пузырьки

8. Хрящевые полукольца

10. Носовая полость

А. Не пропускает пищу в гортань

Б. Не даёт трахее сужаться

В. Очищает вдыхаемый воздух от пыли и микробов и согревает.

Г. Поверхностный слой воздухоносных путей.

Д. Начальная часть воздухоносного пути

Е. Выстилает наружную поверхность лёгких

Ё. Покрывает стенку грудной полости изнутри

Ж. Внутри содержит голосовые связки

З. Самая длинная часть воздухоносного пути

И. Путь вдыхаемого воздуха после гортани до лёгочных капилляров

Й. Место газообмена между лёгкими и кровью.

К. Место диффузии газов.

2. Решение биологических задач.

Задача № 1. Человек и любое млекопитающее нормально дышат, когда пища пережёвывается во рту. Дышат ли они во время проглатывании пищи? Почему это возможно?

Задача № 2. «Жизнь- это горение». Эти слова принадлежат знаменитым французским учёным 18 века А. Лавуазье и П. Лапласу. Объясните, какое отношение имеет это к процессу дыхания?

Изучение нового материала.

— Дорогие, ребята. Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с механизмами вдоха и выдоха. Рассмотрим регуляцию дыхания. Посмотрите все на доску, там записан план нашего занятия.

1. Механизм легочной вентиляции:

2. Регуляция дыхания. Роль дыхательного центра в ритмическом чередовании вдоха и выдоха.

Перед учащимися ставится проблемный вопрос: В чем секрет вдоха и выдоха? Почему не имеющие мышц легкие следуют за движением грудной клетки?

— Как осуществляется газообмен в тканях? Почему во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе содержание азота постоянно?

— Благодаря чему углекислый газ непрерывно поступает из крови в альвеолярный воздух, а кислород поглощается кровью и расходуется. Какой механизм это обеспечивает?

Опыт. Что бы ответить на проблемные вопросы, давайте проведем опыт. Попробуйте вдохнуть или выдохнуть так, чтобы диафрагма и грудные мышцы не сокращались.

— Почему это не возможно? (Потому что не изменяется объем грудной клетки)

Теперь попробуйте задержать дыхание, блокируя выход из дыхательных путей и сократить мышцы живота и груди. Какой вывод можно сделать из этого опыта?

Вывод. Чтобы дыхательные движения были возможны, необходимо, чтобы мышцы могли изменять объем грудной полости и чтобы вдох/выдох воздуха через воздухоносные пути был свободен.

— Объясните, почему опасно разговаривать во время еды?

— Покажите по таблице путь воздуха при вдохе. Как строение воздухоносных путей связано с выполняемыми ими функциями?

— Как связана нагрузка и частота дыхания?

— Предложите объяснения вдоха и выдоха. Дополните схемы вдоха и выдоха, предложенные на доске.

— Демонстрация опыта: Надувание воздушного шарика внутри пластиковой целой бутылки и бутылки с отрезанным дном. (Разбор процессов на модели Дондерса)

Схема “Вдоха-Выдоха” (Приложение 1)

— Какую роль в дыхании играет диафрагма?

— Роль грудной клетки при дыхании?

— Что обеспечивает механизм вдоха и выдоха?

В качестве закрепления учитель демонстрирует модель легкого, и учащихся объясняют, за счет чего обеспечивается механизм вдоха и выдоха.

Учащихся делают вывод по этому этапу урока.

— Ребята как вы думаете, что регулирует процесс дыхания?

Учащихся высказывают предположения.

После этого учитель объясняет данный механизм:

Дыхательный центр расположен в продолговатом мозге. Он состоит из центров вдоха и выдоха, которые регулируют работу дыхательных мышц. Спадение легочных альвеол, которое происходит при выдохе, рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.

Кроме нервной регуляции дыхательную систему контролирует и гуморальная система. Гуморальная система поддерживает на определенном уровне количество углекислого газа и кислорода.

— Проблемный вопрос: Что происходит при задержке дыхания?

Учащихся пытаются ответить на этот вопрос, и учитель поправляет их. Тем самым объясняя, как это происходит.

При задержке дыхания мышцы вдоха и выдоха сокращаются одновременно, благодаря чему грудная клетка и диафрагма удерживаются в одном положении. Еще влияние оказывают и центры, находящиеся в коре больших полушарий.

— Сделайте ряд глубоких и частых вдохов и выдохов. Почему после них происходит непроизвольная задержка дыхания?

— Как вы думаете, есть ли защитные механизмы у дыхательной системы?

Учитель объясняет эти механизмы.

— Зимой человек, выходя из теплого помещения на мороз, непроизвольно задерживает дыхание. Почему это происходит? (С поверхности альвеол прекращается испарение воды, что исключает дополнительную потерю тепла)

— Как вы думаете, для чего нужен такой строгий контроль со стороны двух систем организма?

— Что влияет на органы дыхания?

— У курильщиков нарушается работа легких, и развивается заболевание эмфизема. Они не могут сделать полноценный выдох, воздух попадает во внеальвиалярное пространство и выйти не может. Почему это происходит? Используя модель Дондерса продемонстрируйте этот процесс. (Оттянете на модели “диафрагму” вниз. Шарик с начало раздувается, но затем перестает раздуваться из-за недостаточной эластичности резины. При курении альвеолы теряют эластичность, при глубоком вдохе лопаются, поэтому человек не может сделать полноценный выдох.)

— Предложите самый простой способ поддерживать высокую работоспособность и умственные способности учащихся в течении учебного дня. (Проветривать классы, т.к. количество углекислого газа к концу 6 урока увеличивается, что сказывается на умственных способностях и работоспособности учащихся)

— Для чего нужно бороться с пылью? Почему нужно в классах проводить влажные уборки?

— Давайте сделаем с вами вывод, что угрожает нашей дыхательной системе?

Не дают трахее сужаться?(что)

Ответ: Носовая полость,гортань.

Другие вопросы из категории

Читайте также

2.Какую функцию не выполняет корень?
3.Что отсутствует у мхов в отличии о других растений?
4.Что имеют покрытосеменные растения в отличии от голосеменных?

пойди на лужайку, покрытую цветущими растениями и осторожно не тревожа насекомых, посмотри, что делается в это время в цветках. постарайся описать свои наблюдения

какие насикомые и растения

выполните задания C2.

Вирус иммунодефицита человека (ВИЧ)
Дети заражаются ВИЧ несколькими путями. Один из них – передача
инфекции от зараженной вирусом матери. Матери, как правило, заражаются
при внутривенном введении наркотиков или половых контактах. Вирус
иммунодефицита человека может передаваться до, во время или после родов.
Очень важна ранняя диагностика ВИЧ у ребенка. Если мать не знает о том,
что она заражена ВИЧ, и вскармливает родившегося ребенка грудью, то риск
заражения возрастает. Чаще всего заражение ребенка происходит во время
родов. По этой причине инфицированной женщине показано кесарево
сечение.
Во многих школах существуют программы, информирующие подростков о
рисках заражения ВИЧ. Однако большинство подростков
14–17 лет по-прежнему убеждены, что они не подвержены заражению. Но как
только эти подростки становятся сексуально активными – риск появляется.
Вирус передаётся при незащищённых половых контактах, при внутривенном
введении наркотиков, при использовании инфицированных вакцин или
сывороток, а также от кормящей матери к ребенку. Беременность в
подростковом возрасте говорит о том, что эти молодые женщины относятся к
группе высокого риска заражения инфекциями, передающимися половым
путем.
Каждый человек должен знать о возможности заражения ВИЧ и принимать
все меры предосторожности, позволяющие избежать ВИЧ-инфицирования. К
таким мерам относят: отказ от случайных половых контактов и
использование презервативов, отказ от любого предложения попробовать
наркотики; при возможности нужно убедиться, что вводимые лечебные
средства проверены на ВИЧ.
Понимание того, как предаётся ВИЧ, поможет избежать неприятия и
отчуждения больных людей. Именно поэтому средства массовой информации
должны информировать общество о путях заражения ВИЧ и мерах его
профилактики.

C2 Используя содержание текста «Вирус иммунодефицита человека
(ВИЧ) и знания курса, ответьте на следующие вопросы. В какой
момент эмбрионального развития человека вероятность заражения
ВИЧ максимальна и почему? Какие мероприятия, на ваш взгляд,
следует проводить по сокращению численности ВИЧ-
инфицированных и больных среди молодежи? Почему многие люди
избегают общения с ВИЧ-инфицированными и больными, и что
необходимо сделать, чтобы снизить этот страх?

http://schz1061.mskzapad.ru/files/tr12bio92.pdf Сделайте, пожалуйсчта ещё вот тут С3 варианта1.

тени. Чем объясниь это явление? 3.какое морское животное предсказыает о приближении шторма за 10-15 часов. Как он это узнает? 5. на дождевого червя направили яркий свет фонаря. он уполз в темноту. к переднему концу его тела поднесли смоченную в уксусе палочку. он отвернулся от паочки. Чем обусловоены эти реакции дождевого червя

Источники:

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/642354/
http://lektsia.com/2×8762.html
http://biologia.neznaka.ru/answer/376944_ne-daut-trahee-suzatsacto/

Ссылка на основную публикацию

Adblock
detector